
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-7515/2022
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 20 апреля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Жидковой О.В., Корнюшенкова Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и ФСИН России на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2021 года (№ 2а-633/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 сентября 2021 года (№ 33а-18799/2021) по административному исковому заявлению Зеленовой Г.С. об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц ФСИН России, присуждении компенсации.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А., выслушав объяснения представителя ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и ФСИН России Морозовой С.П., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зеленова Г.С. обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила признать действия (бездействие) ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившееся в нарушении условий содержания в следственном изоляторе незаконными, взыскать за нарушение условий содержания компенсацию в размере 240 000 рублей.
В обоснование заявленных требований Зеленова Г.С. указала, что в период с 12 марта 2019 года по 29 мая 2019 года содержалась под стражей в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в ненадлежащих, антисанитарных, унижающих человеческое достоинство условиях. В период нахождения под стражей не соблюдалась норма жилой площади, поскольку камера имела 1 кв.м. свободного пространства, общая площадь камеры составляла 41,4 кв.м., число спальных мест - 18, соединенных попарно в два уровня, посадочных мест за столом для принятия пищи не хватало, что создавало препятствия к принятию пищи; администрацией ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области создавались препятствия в поддержании гигиены, поскольку вывод в душ осуществлялся 2 раза в неделю длительностью 15 минут. Всех содержащихся в камере выводили в два захода, при этом душевых кранов не хватало на каждого, в связи с чем приходилось мыться с сокамерницей под одной струей воды; отведенного времени в 15 минут для мытья не хватало; прогулочный дворик в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области представлял из себя двор, огороженный бетонными стенами высотой около 2,5 метров, площадью около 8 кв.м. с решеткой наверху, без навеса, при этом прогулки происходили ежедневно в течение 1 часа, в том числе и в дождливую погоду, в камере из-за критической перенаселенности было душно.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2021 года административное исковое заявление Зеленовой Г.С. удовлетворено частично, признано незаконным бездействие должностных лиц Федеральной службы исполнения наказаний, приведшее к нарушению условий содержания под стражей Зеленовой Г.С., в пользу Зеленовой Г.С. взыскана компенсация с Российской Федерации в размере 150 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 сентября 2021 года, решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2021 года изменено.
С ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Зеленовой Г.С. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в размере 27 516 рублей 80 копеек.
В кассационной жалобе на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 сентября 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 11 марта 2022 года, ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и ФСИН России ставят вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и необоснованными, настаивая на наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 3 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным на-стоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым введена в действие статья 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступил в силу 27 января 2020 года.
Согласно пункту 2 статьи 5 данного Федерального закона в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
Порядок и условия содержания под стражей, соблюдение гарантий прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В силу статьи 4 приведенного Закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» являются одним из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Из положений статьи 16 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» следует, что подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными данным законом и иными федеральными законами. В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей приказом Минюста России от 14 октября 2005 года № 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15 Закона).
Главой II Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» регламентированы основные права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение.
В случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей подозреваемый, обвиняемый имеют право обратиться в порядке, установленном статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. В случае присуждения компенсации взыскание производится с органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
В пункте 3 названного Постановления Верховный Суд Российской Федерации указал, что принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.
В соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 УИК РФ). В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Согласно статье 7 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
В силу статьи 15 данного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно пунктам 9, 10, 11 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
В соответствии со статьей 23 названного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 названного Федерального закона.
Статьей 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено, что администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится медицинскими работниками мест содержания под стражей безотлагательно. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются подозреваемому или обвиняемому. По просьбе подозреваемых или обвиняемых либо их защитников им выдается копия заключения о медицинском освидетельствовании. По решению начальника места содержания под стражей либо лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, или по ходатайству подозреваемого или обвиняемого либо его защитника медицинское освидетельствование производится работниками других медицинских учреждений. Отказ в проведении такого освидетельствования может быть обжалован прокурору либо в суд.
Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года № 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 42 Правил камеры следственного изолятора оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности) (абзац введен приказом Минюста России от 31 мая 2018 года № 96); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
Согласно пункту 43 Правил при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Пунктом 44 Правил предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 45 Правил не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Для женщин и несовершеннолетних возможность помывки в душе предоставляется не менее двух раз в неделю продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог пройти санитарную обработку, ему предоставляется возможность помывки в душе в день прибытия либо на следующий день.
В силу пункта 134 Правил подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог воспользоваться ежедневной прогулкой, по его письменному заявлению ему предоставляется одна дополнительная прогулка установленной продолжительности.
В соответствии с пунктом 136 Правил установлено, что прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя.
Согласно пункту 137 Правил прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. Время вывода на прогулку лиц, содержащихся в разных камерах, устанавливается по скользящему графику.
В силу присущего административному судопроизводству принципу диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть первая статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен административным истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев прямо определенных в законе, поскольку именно административный истец наделен исключительным правом на формирование предмета судебной проверки в пределах компетенции соответствующего суда.
Материалами дела установлено, что в период с 12 марта 2019 года по 29 мая 2019 года Зеленова Г.С. содержалась под стражей в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области: с 12 марта 2019 года по 21 марта 2019 года в камере № 28 площадью 34,6 кв.м., оборудованной 16 спальными местами (двухъярусные кровати), количество содержащихся - 9 человек (12, 14, 15 марта, санитарная норма на одного человека составляла 3,84 кв.м.), 10 человек (13, 16 марта, санитарная норма на одного человека составляет 3,46 кв.м.), 11 человек (17, 18, 20 марта, санитарная норма на одного человека составляет 3,14 кв.м.,), 13 человек (19 марта, санитарная норма на одного человека составляет 2,66 кв.м., с 21 марта 2019 года по 29 мая 2019 года в камере № 16 площадью 41,4 кв.м., оборудованной 18 спальными местами (двухъярусные кровати), количество содержащихся - 8 человек (25 мая, санитарная норма на одного человека составляет 5,22 кв.м.,); 13 человек (28 марта, 2, 3, 10 апреля, санитарная норма на одного человека составляет 3,18 кв.м.); 14 человек (21, 26, марта, 9,17 апреля, санитарная норма на одного человека составляет 2,96 кв.м.,); 15 человек (22, 25, 27, 29 марта, 4,6,7,8,11,16,18,19,24 апреля, 6, 15 мая, санитарная норма на одного человека составляет 2,76 кв.м.); 16 человек (23,24,30,31 марта, 1,12,13,14,15 апреля, 8,16,20,21,22,23,27,28 мая, санитарная норма на одного человека составляет 2,59 кв.м.,); 17 человек (20,21,22,23,25,29,30 апреля, 13,17,18,19 мая, санитарная норма на одного человека составляет 2,43 кв.м.,); 18 человек (26,27,28 апреля, 1,2,3,4,5,10,11,12,14,26 мая, санитарная норма на одного человека составляет 2,3 кв.м.).
29 мая 2019 года приговором Ленинского районного суда Санкт-Петербурга по уголовному делу № Зеленова Г.С. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей. В соответствии с частью 5 статьи 72 Уголовного кодекса Российской Федерации от отбывания назначенного наказания в виде штрафа в размере 15 000 рублей Зеленова Г.С. полностью освобождена, мера пресечения - заключения под стражей отменена, Зеленова Г.С. освобождена из-под стражи немедленно в зале суда.
Зеленова Г.С. обратилась 22 ноября 2019 года в Европейский Суд по правам человека с жалобой на ненадлежащие условия содержания под стражей, жалоба принята к рассмотрению с присвоением номера №.
В жалобе в Европейский Суд по правам человека Зеленова Г.С. также ссылалась на нарушение условий содержания под стражей, выразившееся в недостатке свободного пространства и посадочных мест за столом для приема пищи, не предоставлении возможности поддерживать гигиену, отсутствие полноценных прогулок.
Разрешая требования административного истца относительно ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в отношении Зеленовой Г.С в период отбывания наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области имело место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации условий содержания в части не соблюдения нормы санитарной площади на одного человека, а именно Зеленова Г.С. в течение не менее 69 дней (непрерывно) находилась в камерном помещении площадью менее 4 кв.м. на одного человека, при этом 61 день из них, находилась в камере, где санитарная площадь на одного человека приходилось менее 3 кв.м., в связи с чем взыскал в пользу административного истца компенсацию за нарушение условий содержания в размере 150 000 рублей. Иных нарушений условий содержания на спорный период, на которые ссылался административный истец, суд первой инстанции не установил.
Изменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя заявленные административным истцом требования в части, суд апелляционной инстанции, исходил из того, суд первой инстанции, взыскивая в пользу Зеленовой Г.С. компенсацию в размере 150 000 рублей, в нарушение положений части 7 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не обосновал размер компенсации и нарушил принципы разумности и справедливости.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, степень нарушений прав административного истца, продолжительность такого нарушения - 80 дней, правовые позиции Европейского суда по правам человека по аналогичной категории дел 4 Евро в сутки, курс Евро на дату принятия апелляционного определения - 85,99 рублей, взыскал в пользу Зеленовой Г.С. компенсацию в размере 27 516 рублей 80 копеек.
Такие выводы основаны на правильном применении судом апелляционной инстанции норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Оснований полагать размер указанной компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, не способствующим восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении прав административного истца, суд кассационной инстанции не находит.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с изложенными выводами судов, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, однако, оспариваемые судебные акты постановлены исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку судов с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Несогласие заявителя с данной оценкой направлено на переоценку доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Выводы судебных инстанций являются верными, в неизмененной части решения суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационных жалобах по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2021 года, в неизменной апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 сентября 2021 года части, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 сентября 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 6 мая 2022 года.