ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 53RS0022-01-2023-008277-49 |
Дата поступления | 17.03.2025 |
Категория дела | Иные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений) → прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений) |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Кулешова Елена Анатольевна |
Дата рассмотрения | 16.04.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 53 - Новгородская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Новгородский районный суд |
Номер дела в первой инстанции | 2а-739/2024 |
Дата решения первой инстанции | 29.01.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Шибанов Константин Борисович |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 16.04.2025 | 12:00 | 105 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 18.03.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
17.03.2025 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Васильева О.А. | 17.03.2025 | 18.03.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Васильева О.А. | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области | 5321114249 | 532101001 | 1075321000105 | |||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Новгородская межрайонная природоохранная прокуратура | 5321046221 |
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-7694/2025
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 16 апреля 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Корнюшенкова Г.В., Стаховой Т.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 29 января 2024 года (№ 2а-739/2024) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 4 сентября 2024 года по административному исковому заявлению Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А., возражения против кассационной жалобы прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г., судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Новгородский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском (с учетом последующего уточнения административных исковых требований) к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (далее также - Министерство) об обязании в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные места размещения отходов на лесных участках.
В обоснование требований указал, что в ходе проведения прокуратурой проверки был выявлен факт размещения неустановленными лицами отходов производства и потребления на землях государственного лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, обязанность по осуществлению охраны лесов на которых возлагается на Министерство. 29 августа 2022 года Новгородским межрайонным природоохранным прокурором административному ответчику внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. Согласно ответу Министерства от 27 сентября 2023 года ликвидация несанкционированных свалок на землях ленного фонда будет произведена до 31 декабря 2022 года. Вместе с тем меры по ликвидации обозначенных в иске несанкционированных свалок отходов производства и потребления Министерством до настоящего времени не приняты. Бездействие Министерства создает угрозу возникновения лесных пожаров, загрязнения земель лесного фонда, причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 29 января 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 4 сентября 2024 года, административное исковое заявление Новгородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворено, постановлено:
обязать Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать следующие несанкционированные места размещения отходов:
-в квартале 158 выделе 12 Новгородского участкового лесничества ГОКУ «Новгородское лесничество» в объеме 3 куб.м. на площади 0,04 га, (географические координаты 58°28,25.1, 31°05,59,7);
-в квартале 158 выделе 17 Новгородского участкового лесничества ГОКУ «Новгородское лесничество» в объеме 2 куб.м. на площади 0,002 га (географические координаты 58°28,10,1,31°05,30,8);
-в квартале 5 выделе 6 Ермолинского участкового лесничества ГОКУ «Новгородское лесничество» в объеме 2,25 куб.м. на площади 0,0003 га (географические координаты 58 °34,052 31 °10,501);
-в квартале 22 выделе 36 Ермолинского участкового лесничества ГОКУ «Новгородское лесничество» в объеме 11 куб.м. на площади 0,00275 га (географические координаты 58°ЗГ40.8" 31 °0936.5");
-в квартале 11 выделе 5 Новгородского участкового лесничества ГОКУ «Новгородское лесничество» в объеме 7 куб.м. на площади 0,01 га (географические координаты 58.56601 30.93892);
-в квартале 75 выделе 34 Боровенковского участкового лесничества ГОКУ «Окуловское лесничество» в объеме 61 куб.м. на площади 0,07 га (географические координаты 58°29’06.6" Е 33 °05"42.4");
-в квартале 145 выделе 12 Каевского участкового лесничества ГОКУ «Окуловское лесничество» в объеме 10 куб.м. на площади 0,15 га (географические координаты 58’41 ‘25.4 Е 33°04"33,2);
-в квартале 40 выделе 11 Угловского участкового лесничества ГОКУ «Окуловское лесничество» в объеме 2 куб.м. на площади 0,001 га (географические координаты 58°12.924" Е 033°31.808");
-в квартале 33 выделов 11, 12 Угловского участкового лесничества ГОКУ «Окуловское лесничество» в объеме 40 куб.м. на площади 0,35 га (географические координаты 58° 1332.44915" Е 33°3 Г50.32866");
-в квартале 109 выделе 27 Кулотинского участкового лесничества ГОКУ «Окуловское лесничество» в объеме 3 куб.м. на площади 0,01 га (географические координаты 58°26’40" Е 33°23"40");
-в квартале 180 выделе 2 Кулотинского участкового лесничества ГОКУ «Окуловское лесничество» в объеме 5,4 куб.м. на плошади 0,0007 га (географические координаты 58.438508 Е 33.39836);
-в квартале 11 выделе 6 Ереминского участкового лесничества ГОКУ «Пестовское лесничество» объеме 1,5 куб.м. на площади 0,0012 га (географические координаты 58°34,16.716 Е 35°46,21.18);
-в квартале 11 выделе 6 Ереминского участкового лесничества ГОКУ «Пестовское лесничество» в объеме 2 куб.м. на площади 0,0024 га (географические координаты 58°34,16.932 Е 35°4620.665);
-в квартале 11 выделе 6 Ереминского участкового лесничества ГОКУ «Пестовское лесничество» в объеме 5 куб.м. на площади 0,03 га (географические координаты 58°34,17.472 Е 35°46,20.568);
-в квартале 11 выделе 20 Ереминского участкового лесничества ГОКУ «Пестовское лесничество» в объеме 1 куб.м. на площади 0,0009 га (географические координаты 58°34,12.974 Е 35°46,32.45);
-в квартале 11 выделе 20 Ереминского участкового лесничества ГОКУ «Пестовское лесничество» в объеме 3 куб.м. на площади 0,0021 га (географические координаты 58°34,11.463 Е 35°47,00.17);
-в квартале 11 выделе 20 Ереминского участкового лесничества ГОКУ «Пестовское лесничество» в объеме 3 куб.м. на площади 0,006 га (географические координаты 58°34,11.139 Е 35°47,03.374);
-в квартале 11 выделе 20 Ереминского участкового лесничества ГОКУ «Пестовское лесничество» в объеме 0,2 куб.м. на площади 0,0002 га (географические координаты 58°34,10.528 Е 35°47,09.999);
-в квартале 11 выделе 20 Ереминского участкового лесничества ГОКУ «Пестовское лесничество» в объеме 0,5 куб.м. на площади 0,0016 га (географические координаты 58°34,10.564 Е 35°47,10.395).
В кассационной жалобе на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 29 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 4 сентября 2024 года, поступившей в суд первой инстанции 3 марта 2025 года, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными, настаивая на отсутствии оснований для удовлетворения заявленных к нему требований.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела, на лесных участках, расположенных в границах Новгородского, Ермолинского, Боровенковского, Каевского, Угловского, Кулотинского, Ереминского участковых лесничеств, находящихся в федеральной собственности, имеются указанные выше несанкционированные свалки отходов, выявленные в 2018-2022 годах.
По данному факту прокурором 29 августа 2022 года в адрес Министерства внесено представление об устранении нарушений лесного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления.
Выявленные нарушения не были устранены на момент рассмотрения дела судами.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Лесного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что неисполнение Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области обязанности принять меры по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда свидетельствует о неправомерном бездействии этого административного ответчика, ненадлежащим образом осуществляющего полномочия в сфере охраны лесного фонда, в связи с чем возложил на него обязанность устранить допущенные нарушения.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
В постановлении от 30 мая 2023 года № 27-П Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил ранее высказанную правовую позицию, согласно которой действующее законодательство не предполагает возложения на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления этих муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлено наличие на находящихся в собственности Российской Федерации землях лесного фонда, полномочия по охране которых в силу приведенных положений действующего законодательства возложены на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения административного иска к данному административному ответчику.
Данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Доводы кассационной жалобы были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций, с которой суд кассационной инстанции соглашается, правильность выводов судов по существу заявленных прокурором требований они не опровергают.
Ссылки на необходимость установления судом иного срока для исполнения решения с их надлежащим обоснованием, отсутствующим в материалах дела и в кассационной жалобе, могут быть приведены ее подателем в заявлении об отсрочке исполнения судебного акта и основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных постановлений являются не могут.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новгородского районного суда Новгородской области от 29 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 4 сентября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области - без удовлетворения.
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 29 января 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 4 сентября 2024 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 30 апреля 2025 года.
