ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 39OS0000-01-2024-000304-14 |
Дата поступления | 06.03.2025 |
Категория дела | Об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (глава 21 КАС РФ) → Об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов муниципальных образований → Оспаривание нормативных правовых актов иных органов государственной власти субъекта РФ |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Чуфистов Игорь Владимирович |
Дата рассмотрения | 16.04.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 39 - Калининградская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Калининградский областной суд |
Номер дела в первой инстанции | 3а-172/2024 |
Дата решения первой инстанции | 05.09.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Шубин Денис Валерьевич |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 16.04.2025 | 11:55 | 108 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 11.03.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
06.03.2025 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Золотарев М. Ю. | 06.03.2025 | 11.03.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Администрация муниципального образования "Янтарный городской округ" | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Золотарев Михаил Юрьевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Министерство градостроительной политики Калининградской области | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Правительство Калининградской области | ||||||||
ПРОКУРОР | Прокуратура Калининградской области | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Прудникова Ольга Витальевна |
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-7219/2025
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 16 апреля 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М.,
судей Чуфистова И.В., Бельмас Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Прудниковой Ольги Витальевны на решение Калининградского областного суда от 5 сентября 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2024 года по административному делу № 3а-172/2024 по административному иску Прудниковой Ольги Витальевны о признании недействующим генерального плана муниципального образования «Янтарный городской округ» Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 23 июня 2021 года № 370, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 39:22:010005:653 к функциональной зоне «Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)».
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
постановлением Правительства Калининградской области № 370 от 23 июня 2021 года утвержден Генеральный план муниципального образования «Янтарный городской округ» Калининградской области (далее - Генеральный план).
Прудникова О.В. обратилась в Калининградский областной суд с административным иском, в котором просила признать недействующим Генеральный план в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к функциональной зоне «Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)».
В обоснование иска Прудникова О.В. указала, что приобрела земельный участок с кадастровым номером № видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства»; участок приобретён по договору купли-продажи, заключённому 16 апреля 2018 года по результатам открытых торгов на основании постановления администрации муниципального образования «Янтарный городской округ» от 5 марта 2018 года № 146; ограничения в использовании земельного участка в ЕГРН не зарегистрированы, тогда как установление функциональной зоны озелененных территорий общего пользования в местоположении принадлежащего ей земельного участка осуществлено в отсутствие необходимого обоснования, многолетних древесных насаждений на земельном участке не имеется.
По утверждению истца, на земельном участке возведена хозяйственная постройка из кирпича; использование земельного участка по назначению в связи с изменением функциональной зоны невозможно, что нарушает права и законные интересы собственника земельного участка.
Решением Калининградского областного суда от 5 сентября 2024 года в удовлетворении административного иска Прудниковой О.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2024 года решение Калининградского областного суда от 5 сентября 2024 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Прудниковой О.В. – без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Калининградского областного суда от 5 сентября 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2024 года, поступившей в суд первой инстанции 25 февраля 2025 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 6 марта 2025 года, Прудникова О.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие выводов судами установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену апелляционного определения в кассационном порядке, не допущено.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 619 кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, был приобретен Прудниковой О.В. по договору купли- продажи от 16 апреля 2018 года.
В соответствии с ранее действовавшим Генеральным планом муниципального образования «Янтарный городской округ», утвержденным решением Окружного Совета депутатов VI созыва муниципального образования «Янтарный городской округ» от 6 декабря 2013 года № 13, указанный земельный участок находился в границах функциональной зоны «Зона общественной застройки, совмещенная с малоэтажной жилой застройкой».
23 июня 2021 года постановлением Правительства Калининградской области № 370 утвержден Генеральный план МО «Янтарный городской округ», которым земельный участок с кадастровым номером № отнесен к функциональной зоне «Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)».
В период рассмотрения административного дела приказом Министерства градостроительной политики Калининградской области от 18 ноября 2024 года № 408 в генеральный план муниципального образования «Янтарный городской округ» Калининградской области внесены изменения, которые не затронули оспариваемое функциональное зонирование в местоположении земельного участка с кадастровым номером №
Соблюдение Правительством Калининградской области порядка принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта проверялось в рамках рассмотренного Калининградским областным судом административного дела № 3а-142/2022 и признан соответствующим закону.
Оценивая в соответствии с требованиями части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации соблюдение формы, вида и процедуры принятия оспариваемого нормативного акта, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что данные требования Правительством Калининградской области выполнены и соответствует правилам статей 23-25 Градостроительного кодекса РФ, Устава Калининградской области, Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области»; оспариваемые истцом положения Генерального плана не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, отклонив доводы апелляционной жалобы представителя административного истца о нарушении принятым градостроительным решением права на использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и об отсутствии обоснования изменения функционального зонирования в нарушение требований статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, а также нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту планируемого размещения объектов местного значения поселения, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, карту функциональных зон поселения и утверждается на срок не менее чем 20 лет (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Тем самым подготовка генерального плана направлена не только на отражение существующего назначения территории, но и на планируемое развитие этой территории. Генеральным планом как документом территориального планирования, определяющим на долгосрочный период перспективное развитие территории, могут быть установлены функциональные зоны не соответствующие фактическому использованию земельного участка.
Довод истца о предполагаемом нарушении права, сводящийся к утверждению о невозможности строительства жилого дома на принадлежащем ей земельном участке, обоснованно отклонён судом апелляционной инстанции, поскольку приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников земельных участков.
При этом, судом обоснованно учтено, что Прудникова О.В., являясь собственником земельного участка с апреля 2018 года, до 2023 года к его освоению в соответствии с видом разрешенного использования не приступала.
Оспариваемое градостроительное решение, направленное на сохранение озелененного массива в населенном пункте, имеющем курортное (рекреационное) значение, не может быть признано нарушающим баланс частных и публичных интересов.
Прочие доводы кассационной жалоба не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы исследованы судом первой инстанции, и которым не дана мотивированная оценка.
Доводы истца по существу повторяют его правовую позицию при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору; вновь приведенные в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание приведенных выше выводов судов, судебная коллегия кассационного суда учитывает, что по смыслу части 2 статьи 329 Кодекса административного производства Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу его компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования судами первой и второй инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Несогласие истца с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Нормы материального права, подлежащие применению для разрешения спорных правоотношений, определены судами правильно; процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Калининградского областного суда от 5 сентября 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Прудниковой Ольги Витальевны – без удовлетворения.
Решение Калининградского областного суда от 5 сентября 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2024 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 30 апреля 2025 года.
Председательствующий:
Судьи:
