ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 39RS0002-01-2024-000275-67 |
Дата поступления | 05.03.2025 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Корнюшенков Григорий Викторович |
Дата рассмотрения | 16.04.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 39 - Калининградская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Центральный районный суд г. Калининграда |
Номер дела в первой инстанции | 2а-1996/2024 |
Дата решения первой инстанции | 19.11.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Герасимова Елена Витальевна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 16.04.2025 | 11:45 | 105 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 10.03.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
05.03.2025 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Чечун И.Ю. | 05.03.2025 | 10.03.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Егорин Олег Геннадьевич | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ОСП Московского района г. Калининграда | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | УФНС России по Калининградской области | 3905012784 | 390601001 | 1043902500069 | |||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | УФССП России по Калининградской области | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Чечун И.Ю. |
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-7127/2025
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 16 апреля 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Корнюшенкова Г.В., Стаховой Т.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе УФНС России по Калининградской области на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 16 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 19 ноября 2024 года по административному делу № 2а-1996/2024 по административному исковому заявлению Егорина Олега Геннадьевича к УФНС России по Калининградской области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В., изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Егорин О.Г. обратился в Центральный районный суд г.Калининграда с административным исковым заявлением к УФНС России по Калининградской области о признании незаконным решения.
В обоснование административного иска указано, что 21 сентября 2023 года Управлением ФНС России по Калининградской области принято решение № о взыскании с Егорина О.Г. задолженности по налогам, страховым взносам и пени в общем размере 305 882 рублей 23 копеек, указанной в требовании № от 16 мая 2023 года.
Не согласившись с таким решением налогового органа, Егорин О.Г. подал на него жалобу в вышестоящий налоговый орган, однако решением Межрегиональной ИФНС России по Северо-Западному федеральному округу жалоба была оставлена без удовлетворения.
Административный истец полагает, что решение Управления ФНС России по Калининградской области от 21 сентября 2023 года не соответствует закону и нарушает его права, поскольку этим решением с него взыскана задолженность, которая ранее уже была взыскана с него судом и оплачена в рамках исполнительных производств, в связи с чем оснований для включения данной задолженности в сальдо ЕНС и в требование № от 16 мая 2023 года, а также для последующего ее взыскания оспариваемым решением у налогового органа не имелось. В связи с незаконным начислением задолженности, которая уже была взыскана в установленном порядке либо в ее взыскании было отказано, о чем имеются вступившие в законную силу судебные постановления, начисление пеней на суммы этих недоимок также является необоснованным.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Егорин О.Г. просил суд признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области от 21 сентября 2023 года № о взыскании с него задолженности в размере 305 588 рублей 23 копеек; признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области, выразившиеся во включении сведений о задолженности по налогам и сборам, а также пеням на общую сумму 305 882 рублей 23 копеек в сведения об отрицательном сальдо ЕНС, возложить на Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области обязанность исключить из EEIC налогоплательщика сведения о наличии у него задолженности по налогам, сборам и пени в размере 305 882 рублей 23 копеек.
Впоследствии Егорин О.Г. заявленные требования дополнил, указав, что спорная задолженность в размере 305 882 рублей 23 копеек образовалась до 16 июля 2024 года, в связи с чем срок на принудительное взыскание данной суммы истек. Просил суд, помимо ранее заявленных административных исковых требований, признать также недоимку по налогам и сборам в размере 305 882 рублей 23 копеек безнадежной к взысканию.
Определением суда от 16 июля 2024 года административные требования Егорина О.Г. о признании недоимки в размере 305 882 рублей 23 копеек безнадежной к взысканию, возложении на УФНС России по Калининградской области обязанности исключить из ЕНС сведения о наличии задолженности по налогам и сборам в размере по налогам и сборам, а также по пеням в указанном размере, выделены в отдельное производство.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УФССП России по Калининградской области и ОСП Московского района г.Калининграда УФССП России по Калининградской области.
Решением Центрального районного суда г.Калининграда от 16 июля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 19 ноября 2024 года, административные исковые требования Егорина О.Г. удовлетворены.
Решение Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области № от 21 сентября 2023 года о взыскании за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств Егорина О.Г. (ИНН №), задолженности в размере 305 882 рублей 23 копеек, указанной в требовании об уплате задолженности от 16 мая 2023 года №, признано незаконным.
Действия Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области по включению сведений о задолженности по налогам и сборам, а также пеням в размере 305 882 рублей 23 копеек в сведения об отрицательном сальдо налогоплательщика Егорина О.Г., также признаны незаконными.
В кассационной жалобе УФНС России по Калининградской области на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 16 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 19 ноября 2024 года, поступившей в суд первой инстанции 24 февраля 2025 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 5 марта 2025 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с неправильным применением норм материального права, и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований административного истца.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. В кассационной жалобе УФНС России по Калининградской области содержится просьба рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя Управления. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено, что в налоговых периодах 2017-2022 годов Егорин О.Г. являлся плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога, налога на доходы физических лиц, а также, будучи адвокатом, являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, однако должным образом в установленные законом сроки уплату налогов и страховых взносов не производил.
16 мая 2023 года Управлением ФНС России по Калининградской области сформировано требование № об уплате задолженности по налогам, страховым взносам и пени, из которого следует, что у Егорина О.Г. имеются задолженности по транспортному налогу в размере 40 720 рублей, по налогу на имущество физических лиц в размере 6 700 рублей, по налогу на доходы физических лиц в размере 37 643 рублей, по земельному налогу в размере 11 427 рублей 93 копеек, а также задолженности по страховым взносам за периоды, истекшие до 01 января 2023 года, а именно, задолженность по страховым взносам на ОПС в размере 114 394 рублей 67 копеек и по страховым взносам на ОМС в размере 30 208 рублей, кроме того, у него имеется задолженность по пеням в размере 56 212 рублей 88 копеек. Всего в требовании указано, что Егорину О.Г. необходимо оплатить задолженность в общем размере 297 306 рублей 48 копеек, срок исполнения требования установлен до 15 июня 2023 года.
В связи с неисполнением Егориным О.Е. указанного выше требования в установленный в нем срок, Управлением ФНС России по Калининградской области 21 сентября 2023 года в соответствии со ст.ст.31, 46, 58, 60, 74, 74.1 и 204 НК РФ принято решение № о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств, из которого следует, что взысканию подлежит задолженность в размере 305 882 рублей 23 копеек, указанная в требовании от 16 мая 2023 года №.
Егориным О.Г. указанное выше решение было обжаловано в вышестоящий налоговый орган, решением Межрегиональной ИФНС России по Северо-Западному федеральному округу от 08 ноября 2023 года № его жалоба в части неправомерного отражения в сальдо по ЕНС задолженности, в отношении которой налоговым органом утрачено право на принудительное взыскание, в сумме 111 625 рублей 76 копеек, оставлена без рассмотрения в связи с проведением УФНС России по Калининградской области мероприятий по исключению указанной задолженности из сальдо ЕНС, в остальной части жалоба Егорина О.Е. оставлена без удовлетворения
Вышестоящим налоговым органом установлено, что по состоянию на 21 сентября 2023 года отрицательное сальдо ЕНС Егорина О.Г. имело отрицательное значение и составляло 305 882 рубля 23 копейки, из которых:
транспортный налог с физических лиц за 2017, 2018, 2019, 2020 и 2021 годы в общем размере 40 720 рублей;
земельный налог за 2016, 2017, 2019, 2019 и 2020 годы в общем размере 11 427 рублей 93 копейки;
налог на имущество физических лиц за 2018, 2019, 2020 и 2021 годы в общем размере 6 700 рублей;
налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности, в соответствии со ст.227 НК РФ, за 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 годы в общей сумме 40 526 рублей;
страховые взносы на ОПС за расчетные периоды 2019, 2020, 2021 и 2022 годов в общей сумме 114 394 рублей 67 копеек;
страховые взносы на ОМС за 2019, 2020, 2021 и 2022 годы в общей сумме 30 208 рублей;
пени в размере 61 906 рублей 63 копеек.
Все указанные суммы были внесены в требование № от 16 мая 2023 года сроком уплаты до 15 июня 2023 года, в связи с неисполнением которого налоговым органом принято оспариваемое решение № от 21 сентября 2023 года.
Вышестоящим налоговым органом признаны обоснованными доводы жалобы Егорина О.Г. о том, что в решение № от 21 сентября 2023 года включены недоимка и пени, в отношении которых налоговым органом утрачено право их взыскания или которые уже взысканы с должника на основании исполнительных документов, выданных по вступившим в законную силу судебным актам, на общую сумму 111 625 рублей 76 копеек, из которых:
транспортный налог за 2017 год в размере 8 164 рублей и за 2019 год в размере 8 164 рублей;
земельный налог за 2016 - 2019 годы в общем размере 10 191 рубля 93 копеек;
налог на имущество физических лиц за 2018, 2019 годы в общем размере 2 366 рублей;
налог на доходы физических лиц за 2018, 2019 годы в общем размере 4 101 рубля;
страховые взносы на ОПС за 2019, 2020 годы в общей сумме 47 501 руля 67 копеек;
страховые взносы на ОМС за 2019, 2020 годы в общей сумме 13 016 рублей;
пени, начисленные на указанные выше недоимки, на общую сумму 18 121 рубля 16 копеек.
В связи с тем, что Управлением ФНС России по Калининградской области указанные суммы исключены из сальдо по ЕНС административного истца, вышестоящим налоговым органом жалоба Егорина О.Г. в этой части оставлена без рассмотрения.
Этим же решением Межрегиональной ИФНС России по Северо- Западному федеральному округу установлено, что по состоянию на 31 октября 2023 года отрицательное сальдо административного истца составляет 198 572 рубля 92 копеек, из которых налоги - 150 471 рубль, пени - 48 101 рубль 92 копейки, и указано, что требование от 16 мая 2023 года №, а также решение от 21 сентября 2023 года № подлежат исполнению на сумму отрицательного сальдо.
Разрешая административное дело и принимая решение об удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, проанализировав положения Налогового кодекса Российской Федерации, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, установил, что по состоянию на 01 января 2023 года задолженности в размере 305 882 рублей 23 копеек, взысканной решением Управления ФНС России по Калининградской области от 21 сентября 2023 года №, у налогоплательщика не имелось.
Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что ранее взысканные с Егорина О.Г. и уплаченные им до 01 января 2023 года суммы налогов и страховых взносов, а также суммы, во взыскании которых судом было отказано, не могли быть включены в ЕНС и, как следствие, в требование № от 16 мая 2023 года, а в дальнейшем взысканы оспариваемым решением налогового органа, в связи с чем признал решение Управления ФНС России по Калининградской области от 21 сентября 2023 года №, которым за счет денежных средств Егорина О.Г. постановлено взыскать задолженность по налогам и страховым взносам, а также пени в общем размере 305 882 рублей 23 копеек за эти же периоды в связи с неисполнением требования № от 16 мая 2023 года, не соответствующим закону и нарушающим права административного истца.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда с указанными выводами суда первой инстанции согласилась.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было. Нормы материального права применены судами верно.
В силу положений пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), совокупной обязанностью признается общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных Кодексом. При этом в совокупную обязанность не включаются суммы налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 227.1 настоящего Кодекса, и суммы государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ.
Как следует из пункта 2 статьи 11.3 НК РФ, единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 НК РФ, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах:
1) неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов;
2) излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов, а также о суммах денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа физического лица, организации, индивидуального предпринимателя и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Согласно пункту 9 статьи 4 этого же Федерального закона с 1 января 2023 года взыскание сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам осуществляется с учетом следующих особенностей: требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023 года в соответствии со статьей 69 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 года (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Положениями пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ предусмотрено, что в целях пункта 1 части 1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания.
На основе приведенных норм закона, суды пришли к верному выводу о том, что сальдо ЕНС, сформированное на 01 января 2023 года, учитывает сведения об имеющихся на 31 декабря 2022 года суммах неисполненных обязанностей. Недоимка по налогам, не признанная налоговым органом безнадежной к взысканию по состоянию на 31 декабря 2022 года, включается в сальдо ЕНС на 01 января 2023 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 3 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что взыскание задолженности в случае неисполнения требования об уплате задолженности производится по решению налогового органа посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности решения о взыскании задолженности, а также поручений налогового органа банкам, в которых открыты счета налогоплательщику (налоговому агенту) - организации или индивидуальному предпринимателю, на списание и перечисление суммы задолженности в бюджетную систему Российской Федерации, и поручений налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации в размере, не превышающем отрицательное сальдо единого налогового счета, и информации о счетах, по которым подлежат приостановлению операции в соответствии с пунктом 2 статьи 76 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате задолженности, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока либо двух месяцев со дня государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя при наличии на день такой регистрации неисполненного требования об уплате задолженности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2023 года № 500 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 и 2024 годах» предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличены на 6 месяцев.
Из приведенных выше норм материального права в их совокупности следует, что суммы неисполненных до 31 декабря 2022 года обязанностей, по которым выдан исполнительный документ, который предъявлен к исполнению или срок его предъявления к исполнению не истек, могут быть включены в ЕНС при формировании сальдо, однако эти суммы не подлежат взысканию в порядке, предусмотренном статьями 46, 48 НК РФ.
В то же время в суммы неисполненных обязанностей не подлежат включению суммы недоимок по налогам, в отношении уплаты которых налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным НК РФ процентам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 истек срок их взыскания.
В данном случае установлено, что в ЕНС Егорина О.Г. были включены:
транспортный налог за 2017 год в размере 8 064 рублей, за 2018 год в размере 8 164 рублей, за 2019 год в размере 8 164 рублей, за 2020 год в размере 8 164 рублей и за 2021 год в размере 8 164 рублей, а всего 40 720 рублей;
налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 489 рублей, за 2019 год в размере 1 877 рублей, за 2020 год в размере 2 064 рублей и за 2021 год в размере 2 270 рублей, а всего 6 700 рублей;
земельный налог за 2016 год в размере 783 рублей 93 копеек, за 2017 год в размере 3 136 рублей, за 2018 год в размере 3 136 рублей, за 2019 год в размере 3 136 рублей и за 2020 год в размере 1 236 рублей, а всего 11 427 рублей 93 копейки;
налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности в соответствии со статьей 227 НК РФ, за 2018 год в размере 2 121 рубля, за 2019 год в размере 1 980 рублей, за 2020 год в размере 8 852 рублей, за 2021 год в размере 13 078 рублей, за 2022 год в размере 14 495 рублей, а всего 40 526 рублей;
страховые взносы на ОПС за 2019 год в размере 15 053 рублей 67 копеек, за 2020 год в размере 32 448 рублей, за 2021 год в размере 32 448 рублей, за 2022 год в размере 34 445 рублей, а всего 114 394 рублей 67 копеек;
страховые взносы на ОМС за 2019 год в размере 4 590 рублей, за 2020 год в размере 8 426 рублей, за 2021 год в размере 8 426 рублей и за 2022 год в размере 8 766 рублей, а всего 30 208 рублей;
пени в размере 56 212 рублей 88 копеек.
Все указанные выше суммы были включены в требование № от 16 мая 2023 года, а впоследствии эти же суммы налогов и страховых взносов взысканы оспариваемым решением от 21 сентября 2023 года №.
При этом в решении от 21 сентября 2023 года № о взыскании задолженности за счет денежных средств с Егорина О.Г. в связи с неисполнением требования № размер задолженности указан в сумме 305 882 рубля 23 копейки, то есть больше, чем сумма задолженности, отраженная в требовании (297 306 рублей 48 копеек), что явилось следствием увеличения размера пени, начисленной на сумму указанных выше неисполненных обязательств.
Между тем, при рассмотрении дела установлено и не опровергается доводами кассационной жалобы, что ранее налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о взыскании с Егорина О.Г. недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 8 164 рублей и пени в размере 129 рублей 87 копеек, а также налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 489 рублей (по требованию № от 04.02.2019), однако вынесенный мировым судьей 25 мая 2019 года судебный приказ №а-1953/2019 был отменен в связи с поступившими от ответчика возражениями относительно его исполнения определением от 31 мая 2019 года.
Сведений о принятии дальнейших мер к взысканию указанной выше недоимки материалы дела не содержат, налоговым органом таких сведений не представлено, что позволяет сделать вывод о том, что на момент формирования сальдо ЕНС возможность взыскания данной задолженности утрачена, в связи с чем она не могла быть включена в сальдо ЕНС налогоплательщика, в требование № и в дальнейшем не могла быть взыскана оспариваемым решением.
Недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 3 549 рублей и пени в сумме 8 рублей 87 копеек взыскана с Егорина О.Г. судебным приказом мирового судьи от 11 ноября 2019 года (№ 2а-4790/2019, требование №), однако такой судебный приказ был отменен определением мирового судьи от 21 ноября 2019 года, сведений о принятии дальнейших мер к взысканию указанной выше недоимки материалы дела не содержат, налоговым органом таких сведений не представлено, в связи с чем суды пришли к выводу о том, что на момент формирования сальдо ЕНС возможность взыскания данной задолженности утрачена, в связи с чем она не могла быть включена в сальдо ЕНС налогоплательщика, в требование № и в дальнейшем не могла быть взыскана оспариваемым решением.
Также установлено, что налоговый орган 2 апреля 2020 года обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Егорина О.Г. недоимки по земельному налогу за 2018 год в сумме 3 136 рублей и пени в сумме 43 рублей 46 копеек (требование №), однако в принятии такого заявления было отказано, сведений о принятии налоговым органом дальнейших мер к взысканию указанной выше недоимки материалы дела не содержат, налоговым органом таких сведений не представлено. В связи с чем на момент формирования сальдо ЕНС возможность взыскания данной задолженности утрачена она также не могла быть включена в сальдо ЕНС налогоплательщика, в требование № и в дальнейшем не могла быть взыскана оспариваемым решением.
Налоговый орган обращался к мировому судье, а после отмены вынесенного им судебного приказа - в районный суд с административным иском о взыскании с Егорина О.Г. недоимки по земельному налогу за 2016 и 2017 годы в размерах 784 рублей и 3 136 рублей соответственно и пени в сумме 15 рублей 18 копеек и 52 рублей 32 копеек (требования № от 14.02.2018 и № от 07.02.2019), однако вступившим в законную силу решением Московского районного суда г. Калининграда от 19 ноября 2020 года (дело № 2а-2459/2020) в удовлетворении административного иска отказано.
При таком положении суммы указанных недоимок необоснованно включены в ЕНС налогоплательщика, в требование № от 16 мая 2023 года, на них неправомерно начислены пени и впоследствии они не могли быть взысканы оспариваемым решением № от 21 сентября 2023 года.
Задолженность Егорина О.Г. по транспортному налогу за 2018 год в размере 8 164 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1 705 рублей, по страховым взносам на ОПС за 2019 год в размере 29 354 рублей и на ОМС за 2019 год в размере 6 884 рублей, пени, начисленные на суммы указанных задолженностей, а всего 46 561 рубль 15 копеек, взысканы с Егорина О.Г. решением Московского районного суда г.Калининграда от 22 января 2021 года (дело № 2а-550/2021), по данному решению выдан исполнительный лист, который предъявлен к исполнению, на его основании в ОСП Московского района г.Калининграда возбуждено исполнительное производство №, которое окончено 18 ноября 2022 года, то есть до формирования сальдо ЕНС налогоплательщика, в связи с фактическим исполнением должником требований исполнительного документа. Таким образом, данная задолженность также не подлежала включению в ЕНС, в требование от 16 мая 2023 года, на нее не подлежали начислению пени после фактической ее уплаты и впоследствии эта задолженность не могла быть взыскана оспариваемым решением от 21 сентября 2023 года.
Вступившим в законную силу решением Московского районного суда г. Калининграда от 21 марта 2022 года (дело № 2а-1126/2022) налоговому органу отказано в удовлетворении требований о взыскании с Егорина О.Г. недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в размере 1 980 рублей, пени в сумме 2 рублей 38 копеек (требование № от 24.07.2020), транспортного налога за 2019 год в размере 8 164 рублей, налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 1 877 рублей, страховых взносов на ОПС за 2020 год в размере 32 448 рублей и на ОМС за 2020 год в размере 8 426 рублей, а также пени в сумме 367 рублей 26 копеек (требование № от 15.02.2021), земельного налога за 2019 год в сумме 3 136 рублей, пени в сумме 33 76 рублей 76 копеек, однако эти суммы были включены как в сальдо ЕНС налогоплательщика, так и в требование № от 16 мая 2023 года, на них были начислены пени, а впоследствии все эти суммы были взысканы с Егорина О.Г. оспариваемым решением, что является неправомерным.
Задолженность Егорина О.Е. по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в общем размере 8 851 рубля, пени в сумме 149 рублей 23 копеек (требование № от 02.10.2021); задолженность по транспортному налогу за 2020 год в размере 8 164 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 2 064 рублей, по земельному налогу за 2020 год в размере 1 236 рублей, пени в сумме 43 рублей (требование № от 17.12.2021) взысканы с него вступившим в законную силу решением Московского районного суда г.Калининграда от 12 января 2023 года (дело № 2а-61/2023), по данному решению выдан исполнительный лист №, который предъявлен к принудительному исполнению, на его основании 22 ноября 2023 года возбуждено исполнительное производство, которое окончено 11 апреля 2024 года в связи с фактическим исполнением должником требований исполнительного документа. Таким образом, на момент формирования сальдо ЕНС налогоплательщика, то есть по состоянию на 01 января 2023 года, указанная задолженность по налогам у Егорина О.Г. имелась, и она подлежала включению в сумму отрицательного сальдо, однако, с учетом того, что после формирования сальдо эта задолженность была взыскана решением суда, эта же сумма не подлежала впоследствии взысканию решением налогового органа, вынесенным в порядке статей 46, 48 НК РФ.
Недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2021 год в размере 13 078 рублей (требования № от 15.04.2022 и № от 02.08.2022) взыскана с Егорина О.Г. решением Московского районного суда г.Калининграда от 28 июня 2023 года (дело №), которое вступило в законную силу 15 августа 2023 года, на его основании 22 августа 2023 года выдан исполнительный лист №, который налоговым органом предъявлен к принудительному исполнению, на его основании судебным приставом-исполнителем ОСП Московского района г. Калининграда 01 ноября 2023 года возбуждено исполнительное производство №, которое окончено 06 мая 2024 года на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Таким образом, поскольку по состоянию на 01 января 2023 года указанная задолженность у Егорина О.Г. имелась, она правомерно включена в сальдо ЕНС налогоплательщика, однако она не подлежала взысканию оспариваемым решением от 21 сентября 2023 года, поскольку до вынесения этого решения была взыскана вступившим в законную силу судебным актом.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 32 448 рублей и на обязательное медицинское страхование за 2021 год в размере 8 426 рублей, а также пени в сумме 69 рублей 48 копеек (требование № от ДД.ММ.ГГГГ) взысканы с Егорина О.Г. решением Московского районного суда г.Калининграда от 24 января 2023 года, которое вступило в законную силу 12 апреля 2023 года (дело № 2а-473/2023). Таким образом, указанная задолженность правомерно включена в отрицательное сальдо налогоплательщика по состоянию на 01 января 2023 года, однако она необоснованно была взыскана решением налогового органа от 21 сентября 2023 года №.
Пени на недоимку по транспортному налогу, включенные в оспариваемое решение, начислены за период с 01 октября 2015 года и по 31 декабря 2022 года, пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц начислены за период с 04 декабря 2018 года и по 31 декабря 2022 года, пени на недоимку по земельному налогу начислены за период с 02 декабря 2017 года по 31 декабря 2022 года, пени на недоимку по налогу на доходы физических лиц начислены с 15 июля 2019 года и по 31 декабря 2022 года, пени на недоимку по страховым взносам на ОПС и ОМС начислены с 03 октября 2018 года и по 31 декабря 2022 года, далее, с 01 января 2023 года, пени начислялись на совокупную обязанность, в которую были включены все упомянутые выше суммы недоимок.
Между тем, как обоснованно указано судом апелляционной инстанции, подобное начисление пени на недоимки по налогам, которые уже взысканы судебными решениями и уплачены налогоплательщиком, либо во взыскании которых отказано, или возможность взыскания которых утрачена, является неправомерным.
С учетом установленных судами конкретных фактических обстоятельств, вопреки доводам кассационной жалобы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия УФНС России по Калининградской области по включению в отрицательное сальдо ЕНС налогоплательщика сведений о наличии у Егорина О.Г. задолженностей по налогам и сборам, а также по пени, которые в силу действующего правового регулирования не подлежали включению в совокупную обязанность, не соответствуют закону и нарушают права административного истца.
Суды верно исходили из того, что каждая из процедур взыскания налоговой задолженности (статьи 46 и 48 НК РФ) носит самостоятельный характер, названные процедуры применяются независимо друг от друга, имеют свои сроки, по истечении которых налоговый орган утрачивает саму возможность принудительного взыскания налоговой задолженности.
При этом налоговое законодательство исходит из принципа однократности взыскания налоговой задолженности и не допускает возможность повторного взыскания налоговой задолженности, которая уже взыскана в установленном законом порядке.
При таком положении решение УФНС России по Калининградской области от 21 сентября 2023 года №, которым за счет денежных средств Егорина О.Г. взыскана задолженность по налогам, сборам и пени, на общую сумму 305 882 рублей 23 копеек, с учетом того, что этим решением с налогоплательщика взысканы суммы налогов и сборов, а также пени, которые уже ранее взысканы вступившими в законную силу судебными актами, либо взыскание которых являлось невозможным, нельзя признать законным.
Указанным решением с налогоплательщика взыскана единая сумма задолженности по налогам, взносам и пени в общем размере 305 882 рубля 23 копейки, при этом, как установлено судам, в данную сумму взыскания необоснованно включены суммы недоимок и пени, которые не подлежали взысканию с Егорина О.Г. решением налогового органа, вынесенным в порядке статей 46, 48 НК РФ.
При названных обстоятельствах дела судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным согласиться с выводом судов о незаконности оспариваемого решения налогового органа в полном объеме.
Ссылки подателя кассационной жалобы на формирование отрицательного сальдо ЕНС в автоматическом режиме, последующее исключение вышестоящим налоговым органом после вынесения оспариваемого решения, части задолженности, также не свидетельствуют о законности оспариваемого решения, неправильном применении судами при рассмотрении административного дела норм материального права.
Постановленные по делу судебные акты не препятствуют налоговому органу принять меры, направленные на взыскание с Егорина О.Г. текущей задолженности в порядке пунктов 3, 4 статьи 48 НК РФ. При этом, как указывает сам податель кассационной жалобы, УФНС России по Калининградской области направлено административное исковое заявление о взыскании с Егорина О.Г. задолженности на общую сумму 100 517, 54 руб, которое рассматривается в Московском районном суде г. Калининграда (дело № 2а-48/2025).
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судами верно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 16 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 19 ноября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу УФНС России по Калининградской области - без удовлетворения.
Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 16 июля 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 19 ноября 2024 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 30 апреля 2025 года.
Председательствующий
Судьи
