ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 51RS0007-01-2024-001638-69 |
Дата поступления | 05.03.2025 |
Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Швецова Марина Вячеславовна |
Дата рассмотрения | 16.04.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 51 - Мурманская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Апатитский городской суд |
Номер дела в первой инстанции | 2-1069/2024 ~ М-871/2024 |
Дата решения первой инстанции | 28.08.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Полузина Екатерина Сергеевна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 16.04.2025 | 10:00 | 204 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 10.03.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
05.03.2025 | ПРОКУРОР | 05.03.2025 | 06.03.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | ООО "УК "Уют" | 5118000879 | 1135118000016 | ||||||
ИСТЕЦ | Прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Решеткин Кирилл Михайлович | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по МО в г. Апатиты, г. Кировске и Ковдорском районе |
УИД 51RS0007-01-2024-001638-69
№ 88-7080/2025
№ 2-1069/2024
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 16 апреля 2025 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Швецовой М.В.
судей Лепской К.И. и Птоховой З.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Апатиты Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УК «Уют» об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства
по кассационному представлению прокурора Мурманской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 4 декабря 2024 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Швецовой М.В., пояснения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Малышева Я.В., поддержавшего доводы представления, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Апатиты Мурманской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «УЮТ» (далее – ООО «УК «УЮТ»), в котором просил возложить на ООО «УК «УЮТ» в испрашиваемый срок обязанность разработать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой и горячей воды в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес>, и согласовать в территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировске и Ковдорском районе.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности ООО «УК «УЮТ», осуществляющего управление и предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в вышеназванных многоквартирных домах. В ходе проверки установлено, что ООО «УК «УЮТ» не разработана и не представлена на согласование в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г. Апатиты, Кировск и Ковдорском районе программа производственного контроля качества и безопасности питьевой и горячей воды, что нарушает права и законные интересы граждан в части отсутствия надлежащего контроля качества поставляемых коммунальных ресурсов, а также создания благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме.
22 марта 2024 г. в адрес ООО «УК «УЮТ» вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которое оставлено без удовлетворения.
Решением Апатитского городского суда Мурманской области от 28 августа 2024 г. исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 4 декабря 2024 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении иска отказано.
В кассационном представлении прокурора ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не представлено, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
Кроме того, информация о месте и времени рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 24 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» заблаговременно размещена на официальном сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 3kas.sudrf.ru.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений в пределах доводов кассационного представления судом апелляционной инстанции не допущено.
Как следует из материалов дела, ООО «УК «УЮТ» создано 11 января 2013 г., основным видом деятельности ООО «УК «УЮТ» является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
В управлении ООО «УК «УЮТ» находятся многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес>
По сведениям территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировск и Ковдорском районе программа производственного контроля качества воды ООО УК «УЮТ» в территориальный отдел в 2023-2024 г.г. не поступала и не согласовывалась.
Проведенной прокуратурой г. Апатиты проверкой установлено, что ответчиком не разработана и не представлена на согласование в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировске и Ковдорском районе программа производственного контроля качества и безопасности питьевой и горячей воды.
22 марта 2024 г. в адрес ответчика направлено представление прокурора г. Апатиты об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которое оставлено без удовлетворения.
Обращаясь в суд с заявленным иском, прокурор указал, что непринятие ответчиком мер по устранению выявленных нарушений нарушает права и законные интересы жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, в части обеспечения надлежащего контроля качества поставляемых коммунальных ресурсов, а также создания благоприятных и безопасных условий проживания в многоквартирном доме.
Проанализировав нормы права применительно к установленным обстоятельствам, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования прокурора, исходил из того, что ООО «УК «УЮТ» является лицом ответственным за надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в состав которого включены, в том числе внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, и, что ООО «УК «УЮТ» во взаимоотношениях с жильцами многоквартирного дома является исполнителем коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, а также лицом, эксплуатирующим внутридомовые системы холодного водоснабжения, в связи с чем обязано осуществлять производственный контроль качества воды и безопасности питьевой воды, горячей воды в пределах границ своей эксплуатационной ответственности и, соответственно, обязано разработать соответствующую производственную программу.
Проверяя законность решения суда, с данными вводами суд апелляционной инстанции не согласился, отменяя решение суда, принимая новое решение и отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, указал следующее.
Из материалов дела следует, что между ООО «УК «УЮТ» и собственниками многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес> - заключены договоры управления многоквартирным домом.
В приложении № 1 к указанным договором приведен перечень услуг и работ, для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме к которым, в том числе, относится: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования в подвалах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации; контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, дренажных систем и дворовой канализации; промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе; промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений; испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления; проведение пробных пусконаладочных работ (пробные топки); удаление воздуха из системы отопления; промывка централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Согласно условиям договора теплоснабжения в целях поставки коммунального ресурса потребляемого при содержании общего имущества многоквартирных домов № 623 от 1 апреля 2018 г., заключённого между ПАО «ТГК № 1» (поставщик) и ООО «УК «УЮТ» (покупатель), энергоснабжающая организация обязуется поставить теплоноситель (горячую воду) и (или) тепловую энергию потребляемые при содержании общего имущества многоквартирных домов, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемые ресурсы; при заключении данного договора стороны признают, что договоры теплоснабжения и горячего водоснабжения в отношении объемов коммунальных ресурсов, рассчитанных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в многоквартирных домах, находящихся в управлении покупателя, заключены ТСО с потребителями многоквартирных домов путем совершения конклюдентных действий в соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 г., и с учетом положений части 17 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; договором определена граница раздела внутридомовых инженерных систем, которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам; покупатель обеспечивает безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем потребителя, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг на отопление, горячее водоснабжение и горячее водоснабжение на содержание общего имущества (пункт 2.5); поставщик (теплоснабжающая организация) отпускает тепловую энергию в централизованные сети инженерно-технического обеспечения теплосетевой организации АО «Апатитыэнерго» с параметрами на границе раздела указанных сетей, согласно температурного графика отпуска теплоты и в количестве необходимом покупателю (исполнителю) для предоставления коммунальных услуг (пункт 3.1); коммунальный ресурс поставляется поставщиком с показателями качества, позволяющими покупателю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителю в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354, и условиями подключения (техническим условиям подключения) внутридомовых инженерных систем к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения при условии соблюдения потребителем и исполнителем правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (пункт 3.2); поставщик, покупатель и теплосетевая организация несут ответственность за качество поставляемого ресурса до границы своей балансовой и эксплуатационной ответственности, в том числе по возмещению убытков, связанных с перерасчетами за поставленный потребителю коммунальный ресурс (услуги) ненадлежащего качества (пункт 3.3); при обнаружении нарушения качества поставляемых коммунальных ресурсов покупатель (исполнитель) направляет уведомление в адрес ТСО и ПАО «ТГК-1» для совместного фиксирования факта нарушений требований к качеству коммунального ресурса и (или) продолжительности перерывов его подачи, повлекшее снижение качества предоставляемой исполнителем коммунальной услуги в совместном акте (пункт 3.4); покупатель обязан поддерживать надлежащее состояние и обеспечивать техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, которые подключены к централизованным сетям; покупатель обязан обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в соответствии с показателями качества, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (пункт 4.3.3); покупатель обязан не ухудшать качество горячей воды в части водно-химического режима (пункт 4.3.5); при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги, связанной с поставкой коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме, выявлять причины, послужившие основанием для таких обращений в порядке, установленном Правилами ПКУ (пункт 4.3.18).
Согласно договору холодного водоснабжения и водоотведения № 1139 от 1 апреля 2015 г. (с учетом дополнительных соглашений), заключённому между ресурсоснабжающей организацией ГОУП Мурманскводоканал (ОАО «Апатиты водоканал») и исполнителем ООО «УК «УЮТ», ресурсоснабжающая организация (РСО) обязуется на условиях, предусмотренных данным договором, подавать исполнителю через централизованные сети инженерно-технического обеспечения холодную воду, используемую для оказания исполнителем коммунальных услуг (пункт 2.1); исполнитель обязан обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения с использованием которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов (пункт 2.3); границы раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям ресурсоснабжающей организации и исполнителя определяются в соответствии с актом разграничения эксплуатационной ответственности (пункт 2.7); качество холодной воды должно позволять исполнителю обеспечить бесперебойное круглосуточное предоставление коммунальной услуги потребителям и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирного дома, указанных в пункте 2.3 данного договора, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения ресурсоснабжающей организации (пункт 3.1); качество холодной воды должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3.2); ресурсоснабжающая организация обязана осуществлять поставку холодной воды, отвечающей параметрам качества, установленным требованиям законодательства Российской Федерации и данным договором, в количестве (объеме), позволяющем исполнителю обеспечить предоставление потребителям коммунальной услуги, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4.1.1); исполнитель поддерживает надлежащее состояние и обеспечивает техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем водоснабжения и водоотведения, которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения ресурсоснабжающей организации (пункт 4.3.3); при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемых коммунальных услуг, связанных с подачей ресурсоснабжающей организацией холодной воды ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме, исполнитель обязан выявлять совместно с ресурсоснабжающей организацией причины предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме (пункт 4.3.9); исполнитель имеет право осуществлять контроль качества предусмотренных данным договором услуг по водоснабжению и водоотведению (пункт 4.4.2).
Таким образом, ООО «УК «УЮТ» осуществляет управление многоквартирными домами по адресам: <адрес>, подключенными к централизованной системе холодного и горячего водоснабжения, и несет обязанность по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома м согласно минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 (далее - Правила № 290).
При этом в перечень работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома не включена услуга по холодному водоснабжению собственникам (пользователям) помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес> <адрес>.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
То есть, исходя из приведенной правовой нормы, обязанность по соблюдению конкретных требований санитарного законодательства обусловлена теми видами деятельности, которые осуществляет хозяйствующий субъект.
Так, обязанность обеспечивать соответствие качества горячей и питьевой воды централизованных систем водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям в силу положений пункта 2 статьи 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возложена на организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения.
Аналогичное требование установлено статьями 23 и 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которым организации, осуществляющие холодное и горячее водоснабжение с использованием централизованной системы холодного и горячего водоснабжения, обязаны подавать абонентам питьевую и горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
Одним из способов обеспечения выполнения установленных требований является производственный контроль качества питьевой и горячей воды, правовое содержание которого указано в статье 25 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль включает в себя следующие мероприятия: отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям (аккредитованными лабораториями в порядке части 4 данной статьи) и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
В части 5 статьи 25 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» прямо указано, что программа производственного контроля качества питьевой, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение.
В свою очередь, в пункте 5 Порядка осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. №10, также указано, что производственный контроль качества питьевой воды осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с пунктом 77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. № 10, и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам.
Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что обязанность по организации производственного контроля за качеством питьевой воды централизованной системы холодного водоснабжения возложена на лиц, осуществляющих водоснабжение и эксплуатацию системы (сетей) водоснабжения.
Вместе с тем, в силу приведенного правового регулирования и материалов дела ООО «УК «УЮТ» не является лицом, осуществляющим водоснабжение и эксплуатацию системы (сетей) водоснабжения в многоквартирных домах по адресам: <адрес> <адрес>, в связи с чем не может быть признано лицом, осуществляющим водоснабжение и эксплуатацию централизованной системы водоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354), под централизованными сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).
Централизованная система холодного водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (пункт 29 статьи 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
Внутридомовые инженерные системы определены пунктом 2 Правил № 354 как являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
ООО «УК «УЮТ» в силу положений частей 1.1 и 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации отвечает за надлежащее содержание внутридомовых систем многоквартирного дома.
Надлежащее содержание общего имущества МКД означает постоянную готовность инженерных коммуникаций к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и их функционирование без снижения уровня качества поставляемых ресурсов (часть 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). Выполнение указанной обязанности обеспечивается совокупностью мероприятий, стандарты которых установлены Правилами № 290.
В частности, состав минимального перечня работ, необходимых для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения, определен в пункте 18 раздела II Правил № 290.
Из перечня работ, установленного указанной нормой, следует, что лица, отвечающие за содержание общего имущества многоквартирного дома, осуществляют контроль за исправностью внутридомовых инженерных сетей и проводят работы, обеспечивающие их работоспособность.
Пункт 18 раздела II Правил № 290 не содержит требований по осуществлению производственного контроля качества питьевой или горячей воды централизованной системы холодного водоснабжения, а предписывает ответственным лицам проводить контроль в отношении лишь таких параметров теплоносителя и воды, как давление, температура и расход.
Таким образом, суд второй инстанции резюмировал, что, поскольку ООО «УК «УЮТ» не относится к числу водоснабжающих организаций и организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоснабжения, а является лицом, отвечающим за техническое состояние внутридомовых инженерных сетей, у которого отсутствует нормативно установленная обязанность по осуществлению производственного контроля за качеством питьевой воды централизованной системы холодного водоснабжения, то оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 августа 2022 г. по делу № 307-ЭС22-13398, а также содержанию в писем Минстроя России от 5 марта 2022 г. № 8900-ОЛ/04, от 7 мая 2024 г. № 26186-ДН/04, согласно которым на лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, не может быть возложена обязанность по реализации программы производственного контроля качества питьевой воды.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции также сочла необходимым отметить, что защита нарушенных гражданских прав осуществляется способами, установленными в статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, перечень которых не носит исчерпывающего характера.
По смыслу статей 15, 17, 19, 55 и 123 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 11, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу, но, в конечном счете, предопределяется спецификой охраняемого права и характером его нарушения.
То есть в силу закона выбранный истцом способ защиты нарушенного права определяет объем и предмет доказывания по гражданскому делу, существенные обстоятельства, подлежащие установлению, применимый закон и субъектный состав спора, при этом, в случае удовлетворения иска, выбранный истцом способ защиты нарушенного права должен привести к его восстановлению.
Однако, как прокурором в исковом заявлении и в ходе разрешения судом спора, так и судом в решении не обосновано, каким образом возложение на ответчика обязанности по разработке программы производственного контроля качества и безопасности питьевой и горячей воды в многоквартирных домах восстановит право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания в многоквартирном доме и пресечет действия, нарушающие право или создающих угрозу его нарушения в будущем.
В том числе, учитывая, что требование к наличию в составе внутридомовых систем водоснабжения оборудованных точек отбора проб воды законодательством Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства не установлено, при этом как организация отбора проб воды у конечного потребителя в многоквартирных домах в целях организации производственного контроля качества воды не представляется возможной в силу того, что точки отбора воды находятся в помещениях, принадлежащих отдельным собственникам, а обязанность таких собственников по допуску представителей лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, организации, осуществляющей водоснабжение или иной действующей по ее поручению организации, к точке отбора проб воды нормами закона также не установлена.
С учетом изложенного судебная коллегия суда апелляционной инстанции отменила решение суда с принятием по делу нового решения об оставлении заявленных прокурором требований без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции с такими выводами суда апелляционной инстанции соглашается.
Доводы прокурора, изложенные в кассационном представлении, сводящиеся к наличию оснований для возложения на управляющую компанию обязанности разработать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой и горячей воды в многоквартирных домах являлись предметом тщательной проверки и надлежащей оценки суда апелляционной инстанции, повторяют позицию при рассмотрении дела в судах, сводятся к несогласию с выводами суда второй инстанции и не указывают на обстоятельства, которые были не проверены и были не учтены им при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность апелляционного определения либо опровергали выводы суда.
Согласно статьям 67, 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 4 декабря 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 28 апреля 2025 г.
