ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 10RS0011-01-2024-006982-79 |
Дата поступления | 03.03.2025 |
Категория дела | Споры, возникающие из пенсионных отношений → Из нарушений пенсионного законодательства → Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации → по искам застрахованных |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Аносова Екатерина Александровна |
Дата рассмотрения | 16.04.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 10 - Республика Карелия |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Петрозаводский городской суд |
Номер дела в первой инстанции | 2-5667/2024 ~ М-4368/2024 |
Дата решения первой инстанции | 21.08.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Зарипова Елена Валентиновна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 16.04.2025 | 12:40 | 106 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 05.03.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
03.03.2025 | ИСТЕЦ | Сняткова Н. Н. | 03.03.2025 | 03.03.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия | 1001040791 | 1021000524874 | ||||||
ИСТЕЦ | Сняткова Наталья Николаевна |
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
10RS0011-01-2024-006982-79
№ 88-6835/2025
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 16 апреля 2025 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шевчук Т.В.,
судей Аносовой Е.А., Смирновой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5667/2024 по иску Снятковой Натальи Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о перерасчёте размера страховой пенсии,
по кассационной жалобе Снятковой Натальи Николаевны на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 августа 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 25 ноября 2024 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Аносовой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сняткова Н.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее – ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) и, уточнив исковые требования, просила признать не соответствующим закону указанное ответчиком в материалах пенсионного дела основание для назначения страховой пенсии в возрасте 40 лет по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» – досрочное назначение пенсии за стаж работы в районах Крайнего Севера (далее – РКС) не менее 15 лет при наличии общего страхового стажа не менее 20 лет для женщин в возрасте не ранее 50 лет, и установить основанием для назначения страховой пенсии пункт 1 части 1 статьи 30 вышеуказанного Закона – стаж на соответствующих видах работ для женщин не менее 7 лет 6 месяцев при наличии не менее 15 лет общего страхового стажа в возрасте 45 лет с применением пункта 2 статьи 33 данного Закона о дополнительном снижении возраста на пять лет за стаж работы в РКС не менее 15 календарных лет; признать Сняткову Н.Н. по состоянию на 1 января 2002 г. лицом, указанным в пункте 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с приобретением ею до 1 января 2002 г. права на досрочное назначение пенсии по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 при наличии стажа работ по Списку № в размере 3 года 11 месяцев 6 дней (требуемый специальный стаж не менее 3 лет 6 месяцев) при наличии общего трудового стажа в размере 19 лет 11 месяцев 17 дней требуемый общий трудовой стаж не менее 15 лет) и реализовавшем это право в возрасте 40 лет в связи с приобретением необходимого для максимального снижения возраста до 45 лет стажа работ по Списку № размере 7 лет 6 месяцев при общем трудовом стаже более 15 лет стаже работы в РКС более 15 календарных лет, дающем дополнительное снижение возраста на 5 лет; признать расчёт размера страховой пенсии по старости Снятковой Н.Н., осуществлённый органом пенсионного обеспечения от общего трудового стажа в сравнении с 20 годами общего трудового стажа, необходимыми для назначения пенсии либо на общих основаниях, либо по другим основаниям статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ (кроме пункта 1), нарушающим её пенсионные права и нормы пунктов 1, 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ; обязать ответчика произвести перерасчёт размера пенсии Снятковой Н.Н. с даты назначения, используя для определения стажевого коэффициента СК = 0,55 требуемый полный общий страховой (трудовой) стаж в размере полных 15 лет, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона 173-ФЗ, применив при перерасчёте нормы пункта 3 статьи 30.3 Федерального закона № 173-ФЗ о применении того же периода ожидаемой выплаты пенсии, который был использован при установлении пенсии 13 мая 2009 г.; обязать ответчика на основании пункта 7.2 статьи 22 и пункта 2 статьи 26 Федерального закона № 400-ФЗ выплатить все недополученные суммы пенсии Снятковой Н.Н. с даты её назначения.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 августа 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 25 ноября 2024 г., в удовлетворении данных требований отказано.
В кассационной жалобе Сняткова Н.Н. ставит вопрос об отмене решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 августа 2024 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 25 ноября 2024 г., как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Снятковой Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г.
По состоянию на 2024 г. истцу выплачивается страховая пенсия в размере 26 878 руб. 80 коп. (12 202 руб. 32 коп. - размер фиксированной страховой пенсии по старости с учётом повышения за работу в районах Крайнего Севера + 14 676 руб. 48 коп. – размер страховой пенсии по старости).
По состоянию на 30 апреля 2009 г. учтённый ответчиком стаж работы истца составил: страховой стаж – 22 года 1 месяц 29 дней; стаж работы в районах Крайнего Севера – 15 лет 8 месяцев 23 дня; общий трудовой до 1 января 2002 г. – 15 лет 11 месяцев 2 дня; стаж работы до 1 января 1991 г. (так называемый «советский стаж») – полных 5 лет; стаж работы по Списку № – 15 лет 8 месяцев 23 дня.
Поскольку на 1 января 2002 г. у истца отсутствовала требуемая продолжительность стажа работы по Списку № (7 лет 6 месяцев) ответчиком при расчёте стажевого коэффициента был применён абзац 4 пункта 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, то есть исходя из требуемого страхового стажа – 15 лет, в связи с чем, конвертация пенсионных прав истцу произведена в соответствии с положениями пункта 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, исходя из требуемого стажа на 1 января 2002 г. – 20 лет.
Истцу учтён заработок за 60 месяцев работы на АО «Карельский окатыш» с 1 января 2000 г. по 31 декабря 2001 г., среднемесячный заработок, учтённый при назначении пенсии за 24 месяца 2000 – 2001 г.г., определён в размере 94 руб. 52 коп., отношение среднемесячного заработка застрахованного лица среднемесячной заработной плате в Российской Федерации составило 3,880. Однако установлено ограничение 1,4, как для граждан, проживающих на территории Республика Карелия, стажевый коэффициент 1,55, расчёт произведён исходя из требуемого общего стажа на 1 января 2002 г. 20 лет. Сумма страховых взносов за период с 1 января 2000 г. по 31 декабря 2001 г., учтённых при расчёте размера пенсии составила 122 924 руб. 93 коп.
Установив вышеуказанные обстоятельства настоящего дела, оценив представленные по делу доказательства в соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд первой инстанции пришел к вывод о том, что конвертация пенсионных прав истца, произведена ответчиком правильно, в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, исходя из требуемого общего стажа 20 лет; стаж истца и размер пенсии установлены верно, права истца ответчиком не нарушены, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Суд апелляционной согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности смешения формул для определения расчётного размера трудовой пенсии, указанных в пункте 3, пункте 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ).
Пункт 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, закрепляющий варианты определения расчётного размера трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 г., устанавливает разный порядок исчисления стажевого коэффициента для застрахованных лиц, имеющих общий трудовой стаж, а также для застрахованных лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчётный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа - стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 г. у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии.
Поскольку по состоянию на 1 января 2002 г. истец не приобрела право на досрочное назначение трудовой пенсии, не имела требуемого страхового стажа (15 лет), при расчёте стажевого коэффициента не может быть применён абзац 4 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», согласно которому стажевый коэффициент определяется исходя из продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанного в статьях 27 – 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости – не менее 15 лет.
С учётом изложенного, расчётный размер трудовой пенсии должен определяться в порядке, предусмотренном абзацем 3 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, пенсия, установленная истцу, соответствует требованиям пенсионного законодательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, судами верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Со дня вступления в силу вышеуказанного Закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают правовой механизм оценки приобретённых до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае, если при определении расчётного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчётного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчётного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что расчётный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом варианты определения расчётного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного Федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 – 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац 7 пункт 3 и абзац 4 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).
Таким образом, как правильно указано судами, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учётом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учёту среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ в целях определения расчётного размера трудовой пенсии по данному варианту под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
В силу пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в целях определения расчётного размера трудовой пенсии по данному варианту под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.
В силу пункта 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчётный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданам на трудовые пенсии», право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчётный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 г. у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).
Вопреки доводам кассационной жалобы о неверном применении судами норм материального права, законодатель при определении порядка пенсионных прав застрахованных лиц и предоставлении гражданам права выбора вида трудового стажа, с учётом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии, связал его со стажем, требуемым для назначения пенсии по состоянию до 1 января 2002 г.
Установив, что размер получаемой истцом пенсии произведён ответчиком в полном соответствии с нормами действующего законодательства, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Таким образом, расчёт размера пенсии Снятковой Н.Н. произведён ответчиком в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 30 Федерального закона №, исходя из требуемого общего стажа на 1 января 2002 г. – 20 лет, исчисление размера пенсии произведено по наиболее выгодному для истца варианту с учётом всех параметров, влияющих на размер пенсии.
Вопреки доводам кассационной жалобы, ответчик при конвертации пенсионных прав истца обосновано исчислил стаж работы по Списку № до 1 января 2002 г. в календарном порядке, который составил 2 года 7 месяцев 14 дней, что менее требуемого 7 лет 6 месяцев, поскольку льготный порядок исчисления указанного стажа с учётом работы до 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера применяется для определения права на досрочное назначение пенсии.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с произведённой судами оценкой доказательств и установленными обстоятельствами, вместе с тем указанные доводы не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело.
Доводов, по которым состоявшиеся по делу судебные акты могли бы быть отменены или изменены, а также ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для их отмены, кассационная жалоба не содержит.
Несогласие заявителя с выводами судов первой и апелляционной инстанций, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не свидетельствуют о нарушениях судами норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
Выводы судов мотивированы, а доводы кассационной жалобы не содержат указания на какие-либо новые обстоятельства, не учтенные и не проверенные судом апелляционной инстанции, и не свидетельствуют о несоответствии выводов судов обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 августа 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 25 ноября 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Снятковой Натальи Николаевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 апреля 2025 г.
