ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 35RS0028-01-2024-001007-85 |
Дата поступления | 27.02.2025 |
Категория дела | Споры, возникающие из пенсионных отношений → Из нарушений пенсионного законодательства → Прочие из пенсионного законодательства |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Стешовикова Ирина Геннадьевна |
Дата рассмотрения | 16.04.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 35 - Вологодская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Шекснинский районный суд |
Номер дела в первой инстанции | 2-626/2024 ~ М-493/2024 |
Дата решения первой инстанции | 27.08.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Денисова Анна Владимировна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 16.04.2025 | 11:30 | 103 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 04.03.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
27.02.2025 | ОТВЕТЧИК | Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (ОСФР по Вологодской области) | 27.02.2025 | 03.03.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | Клиентская служба в Шекснинском районе ОСФР по Вологодской области (ПРОИЗВЕДЕНА ОТ 29.07.2024 ГОДА ЗАМЕНА НА НАДЛЕЖАЩЕГО ОТВЕТЧИКА) | 3525009217 | 1023500873593 | ||||||
ИСТЕЦ | Кондратьева Людмила Михайловна | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (ОСФР по Вологодской области) | 3525009217 | 352501001 | 1023500873593 | |||||
ИСТЕЦ | Прокурор Шекснинского района |
Т Р Е Т И Й К А С С А Ц И О Н Н Ы Й С У Д
О Б Щ Е Й Ю Р И С Д И К Ц И И
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
35RS0028-01-2024-001007-85
Дело № 88-6687/2025
город Санкт-Петербург 16 апреля 2025 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В.,
судей Лебедева А.А., Стешовиковой И.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-626/2024 по иску прокурора Шекснинского района Вологодской области в интересах Кондратьевой Л.М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения,
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области на решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 27 августа 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 19 ноября 2024 г.,
заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г., объяснения прокурора Мазиной О.Н.,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Шекснинского района Вологодской области в интересах Кондратьевой Л.М. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (далее - ОСФР по Вологодской области, пенсионный орган), в котором просил возложить на ответчика обязанность произвести Кондратьевой Л.М. перерасчет размера страховой пенсии по старости со дня ее назначения, то есть, с 27 ноября 2007 г.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Шекснинского района проведена проверка по обращениям Кондратьевой Л.М., являющейся инвалидом <данные изъяты>, в ходе которой установлено, что истцу с 27 ноября 2007 г. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) по достижении ею возраста 55 лет. В соответствии со статьей 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) в связи с установлением с 13 марта 2023 г. <данные изъяты>, Кондратьева Л.М. является получателем ежемесячной денежной выплаты. При предоставлении Кондратьевой Л.М. сведений об уровне заработной платы за иные периоды ее работы размер пенсии мог быть установлен с учетом новых сведений. Кондратьева Л.М. неоднократно обращалась в клиентскую службу в Шекснинском районе по вопросам нарушения пенсионных прав. При расчёте пенсии Кондратьевой Л.М. учитывались периоды работы, данные о которых получены путем направления запросов в архивы, в том числе, запросов, направленных в ходе рассмотрения Клиентской службой в Шекснинском районе и ОСФР по Вологодской области информации прокуратуры района от 24 января 2023 г. С учетом всех поступивших архивных справок в июне 2023 года размер пенсии Кондратьевой Л.М. пересмотрен, пересмотр размера пенсии произведен с 1 января 2022 г.
Перерасчет страховой пенсии Кондратьевой Л.М. произведен лишь в июле 2023 года, тогда как справка из государственного архива Вологодской области за период работ с 1981 по 1984 годы поступила 9 марта 2023 г.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 18 марта 2024 г. в ОСФР по Вологодской области внесено представление, которое рассмотрено, однако перерасчет размера страховой пенсии Кондратьевой Л.М. произведен только с 1 января 2022 г., а не со дня назначения страховой пенсии, то есть с 27 ноября 2007 г.
Решением Шекснинского районного суда Вологодской области от 27 августа 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 19 ноября 2024 г., исковые требования удовлетворены.
На ОСФР по Вологодской области возложена обязанность произвести перерасчет Кондратьевой Л.М. размера страховой пенсии по старости с 27 ноября 2007 г. (дня ее назначения) с отношением заработков 1.2 (максимально возможное) с учетом справки о заработной плате за период с 1991 года по 1997 год и с учетом архивной справки от 23 сентября 2022 г. за период с августа 1986 года по сентябрь 1991 года, имеющихся в материалах выплатного дела.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области просит об отмене вынесенных судебных постановлений, приводит доводы в подтверждения оснований для отказа в удовлетворении требований.
В суде кассационной инстанции прокурор возражала против удовлетворения кассационной жалобы, поддержала возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, Кондратьева Л.М. представила возражения на кассационную жалобу, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражениях на кассационную жалобу, выслушав прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений, влекущих отмену или изменение судебных постановлений в кассационном порядке, по данному делу допущено не было.
При рассмотрении спора судами установлено, что решением ответчика Кондратьевой Л.М. с 27 ноября 2007 г. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 7 Закона № 173-ФЗ по достижении ею возраста 55 лет.
Расчет страховой части трудовой пенсии по старости произведен по пункту 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ.
Размер трудовой пенсии по старости Кондратьевой Л.М. исчислен с отношением заработков 0,928 по представленной ею справке о заработной плате за период с октября 1991 года по декабрь 1997 года. При исчислении размера пенсии учтен весь стаж на основании трудовой книжки, справок службы занятости населения, а также учтены страховые взносы в сумме 2452,49 руб., начисленных работодателем за период работы после 1 января 2022 г.
При этом, в материалах выплатного дела содержится копия трудовой книжки Кондратьевой Л.М., из которой усматривается, что 28 августа 1986 г. Кондратьева Л.М. принята на работу в Шекснинский лесозавод на должность станочника, 02 октября 1989 г. уволена; 24 октября 1989 г. принята на работу бисквитчиком на райпищекомбинат, 01 октября 1991 г. уволена; 21 октября 1991 г. принята на работу уборщицей производственных помещения в мукомольный цех, 31 декабря 1991 г. уволена.
В соответствии со статьей 28.1 Закона № 181-ФЗ в связи с установлением с 13 марта 2023 г. <данные изъяты>, Кондратьева Л.М. является получателем ежемесячной денежной выплаты.
После обращений Кондратьевой Л.М. в клиентскую службу в Шекснинском районе в 2022 году специалистами пенсионного органа 16 сентября 2022 г. в архивы направлены запросы о заработной плате за указанные ею периоды работы: с 1975 по 1981 годы и с 1985 по 1991 годы.
Из объединенного архива документов по личному составу администрации Шекснинского муниципального района Вологодской области поступила справка от 23 сентября 2022 г. № 246 о заработной плате за период с 1986 года по 1991 года, по которой отношение заработков составило 0,755.
На запрос пенсионного органа по поручению прокуратуры Шекснинского района из казенного архивного учреждения Вологодской области «Государственный архив Вологодской области» поступила справка от 9 марта 2023 г. № 3-599 о заработной плате истца за период с октября 1981 года по апрель 1984 года.
При проверке материалов выплатного дела специалистами пенсионного органа произведен расчет, с учетом вновь поступивших справок и справок, имеющихся в выплатном деле, в результате чего найден вариант расчёта заработка за период с ноября 1988 года по декабрь 1993 года.
Перерасчет страховой пенсии Кондратьевой Л.М. в сторону увеличения произведен с 1 января 2022 г.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Закона № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принимая во внимание, что в случае если нашли свое подтверждение обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии, о чем прямо указано в законе, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ОСФР по Вологодской области обязанности произвести Кондратьевой Л.М. перерасчет страховой пенсии по старости с даты ее назначения, то есть с 27 ноября 2007 г.
Проверяя законность и обоснованность постановленного решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отметив, что на момент назначения Кондратьевой Л.М. пенсии с 27 ноября 2007 г., в распоряжении пенсионного органа имелись сведения о спорных периодах работы заявителя, указанные в материалах выплатного дела, из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица также усматривается, что указанные выше периоды работы Кондратьевой Л.М. пенсионным органом зачтены в ее страховой стаж, то есть ответчик при назначении Кондратьевой Л.М. трудовой пенсии располагал сведениями о ее работе в указанные выше периоды, однако в соответствии с положениями действующего законодательства не исполнил свои полномочия по осуществлению запросов в государственные архивы.
Выводы суда <данные изъяты> инстанции и суда апелляционной инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального закона, регулирующего спорные отношения сторон, оснований для признания их неправильными судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает и в кассационной жалобе заявителем не приведено.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для возложения на ОСФР по Вологодской области обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости Кондратьевой Л.М. с даты ее назначения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений. Более того, данные доводы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов нижестоящих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях.
В силу ч. 7, 8 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя; иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме.
Пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие, только в случае, когда это прямо предусмотрено законом.
В силу части 7.2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 настоящего Федерального закона, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона. Указанный перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления соответствующего документа в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о перерасчете размера пенсии лица извещает данное лицо о таком перерасчете.
Из содержания приведенных положений нормы закона следует, что если нашли свое подтверждение обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии, о чем прямо указано в законе.
Законодателем установлено, что в связи с предоставлением страхователем после назначения пенсии сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, пенсия должна пересчитываться в беззаявительном порядке именно со дня назначения пенсии, по данным индивидуального (персонифицированного) учета.
Данные действия направлены на совершенствование процесса назначения и выплаты пенсии в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь. Отказ от необходимости подачи правомочными лицами заявлений в целях совершения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, процедурных действий, направленные на реализацию его прав, и закрепление презумпции согласия гражданина на назначение пенсии и изменение ее размера, исходя из того, что это ему выгодно.
На основании изложенного, размер пенсии истца подлежит перерасчету с момента ее назначения, то есть с 27 ноября 2007 г. Положения норм пенсионного законодательства судами первой и апелляционной инстанции применены правильно.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то обстоятельство, что положения части 7.2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ вступили в силу с 1 января 2022 г., в связи с чем, перерасчет пенсии истца может быть произведен только с указанной даты, не влекут отмену обжалуемых судебных актов.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 3 июня 2004 г. № 11-П, важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 части 2, устанавливаются законом.
При этом положения части 2 статьи 23 Федерального закона от 17 декабря 2011 г. № 173-ФЗ и корреспондирующие им положения части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ о том, что в случае вины органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплата пенсионеру всех причитающихся ему сумм производится без ограничения каким-либо сроком, гарантирует восстановление нарушенных пенсионных прав граждан и надлежащую их реализацию.
При разрешении спора судами установлено, что у пенсионного органа на момент назначения Кондратьевой Л.М. пенсии имелись сведения, на основании которых, и в соответствии с действующим пенсионным законодательством, ответчику надлежало направить необходимые запросов в архивы, и которые в последующем явились основанием для перерасчета размера пенсии, в связи с чем, в силу положений части 2 статьи 26 названного выше Федерального закона, суды пришли к правильному выводу о возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости с даты ее назначения.
Доводы жалобы направлены на оспаривание выводов судов об установленных обстоятельствах, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений служить не могут.
Суд кассационной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных постановлений, и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 27 августа 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 19 ноября 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 28 апреля 2025 г.
