ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 78RS0022-01-2023-009100-59 |
Дата поступления | 25.02.2025 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления → прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Бельмас Наталья Анатольевна |
Дата рассмотрения | 16.04.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 78 - Город Санкт-Петербург |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга |
Номер дела в первой инстанции | 2а-6659/2023 |
Дата решения первой инстанции | 12.12.2023 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Бондарь Анна Григорьевна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 16.04.2025 | 12:05 | 108 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 27.02.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
25.02.2025 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Жареный А.В. | 25.02.2025 | 27.02.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Денисова Юлия Александровна | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Жареный А.В. | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга |
№ 88а - 6313/2025
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 16 апреля 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.М.,
Судей: Чуфистова И.В., Бельмас Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Денисовой Ю. А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 20 августа 2024 года по административному делу № 2а - 6659/2023 по административному исковому заявлению Денисовой Ю. А. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А., выслушав представителя Денисовой Ю.А. Жареного А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Денисова Ю.А. обратилась в Смольнинский районный суд г. Санкт- Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным решение Комитета имущественных отношений Санкт- Петербурга от 20 сентября 2023 года №05-26-36239/23-0-0 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>
В качестве способа по восстановлению нарушенного права административный истец просила обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга предоставить земельный участок в собственность за плату без проведения торгов.
В обоснование административных исковых требований указано, что административным истцом подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность на основании пункта «а» части 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2022 года №629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году», на которое был получен отказ. Данное решение административный истец считает незаконным и необоснованным, нарушающим его право на приобретение земельного участка.
Определением суда от 05 декабря 2023 года, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
Решением Смольнинского районного суда г.Санкт-Петербурга от 12 декабря 2023 года признано незаконным решение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 20 сентября 2023 года об отказе в передаче в собственность Денисовой Ю.А. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга обязали в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи и его подписание, а также направить проект договора для подписания Денисовой Ю.А. на основании заявления, зарегистрированного 01 декабря 2022 года. В удовлетворении остальной части требований - отказано.
Апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от20 августа 2024 года решение Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 12 декабря 2023 года в удовлетворенной части требований отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Денисовой Ю. А. к Комитету имущественных отношений Санкт - Петербурга о признании незаконным решения Комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга от 20 сентября 2023 года об отказе в передаче в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №; обязании Комитет имущественных отношений Санкт- Петербурга в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи и его подписание, а также направить проект договора для подписания Денисовой Ю. А. на основании заявления, зарегистрированного 01 декабря 2022 года отказано.
В остальной части решение Смольнинского районного суда г. Санкт- Петербурга от 12 декабря 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 25 февраля 2025 года заявитель просит об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Денисовой Ю.А. было согласовано предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, государственная собственность, на который не разграничена, площадью 653 кв.м, по адресу: <адрес>
Утверждена схема расположения участка на кадастровом плане территории.
Согласно пункту 1 данного распоряжения участок относится к категории земель населенных пунктов, в территориальной зоне: зона садоводств с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (Т1Ж1).
Цель использования: предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Вид разрешенного использования земельного участка: ведение огородничества.
30 декабря 2021 года между Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга (арендодатель) и Дедиковым А.В. (арендатор) на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ заключен договор аренды земельного участка, в соответствии с которым Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок, кадастровый номер №, находящийся по адресу: <адрес>. Участок предоставляется для ведения огородничества (п. 1.2).
Исходя из пункта 1.3 договора участок относится к землям населенных пунктов. Вид разрешенного использования участка в соответствии со сведениями, указанными в выписке из единого государственного реестра недвижимости: ведение огородничества. Изменение вида разрешенного использования участка допускается исключительно с согласия Арендодателя.
Договор заключен сроком на три года с момента подписания (пункт 3.1 договора).
01 февраля 2022 года Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу произведена государственная регистрация договора аренды. Вид разрешенного использования - ведение огородничества.
Распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 15 августа 2022 года №209-рзу дано согласие на уступку прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.
Дополнительным соглашением №1 к договору аренды земельного участка от 30 декабря 2021 года №22/ЗК-04961 арендатор Дедиков А.В. уступил свои права и обязанности по договору аренды земельного участка, а правопреемник Денисова Ю.А. приняла.
Дополнительным соглашением №2 к договору аренды земельного участка от 30 декабря 2021 года №22/ЗК-04961 срок действия договора с арендатором Денисовой Ю.А. продлен до 30 декабря 2027 года.
01 декабря 2022 года (№04-26-62311/22-0-0), в соответствии с пунктом «а» части 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2022 года №629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году», Денисова Ю.А. обратилась в Комитет имущественный отношений с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность с целью использования земельного участка для ведения огородничества.
Решением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по основаниям, определенным пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, Денисовой Ю.А. отказано в передаче в собственность земельного участка, поскольку разрешенное использование участка не соответствует целям использования такого земельного участка, о чем административному истцу сообщено в письме №05-26-36239/23-0-0 от 20 сентября 2023 года.
Основанием для данного вывода стало, согласно оспариваемому решению, то, что согласно проекту Генерального плана Санкт-Петербурга территория, в границах которой расположен участок, относится к функциональной зоне «Р2» - зоне озелененных территорий общего пользования, в которой ведение огородничества не предусмотрено.
Удовлетворяя требования административного истца в части, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения заявления административного истца о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, проект Генерального плана Санкт-Петербурга в установленном порядке утвержден не был, доказательств внесения изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года №524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» административным ответчиком не представлено, а в действующей редакции земельный участок, испрашиваемый административном истцом, находится в территориальной зоне «Т1Ж1» - зона садоводств с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры, основным видом разрешенного использования для которой является, в том числе - ведение огородничества (13.1).
Отменяя решение суда первой инстанции об удовлетворении требований и принимая новое решение об отказе, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что по смыслу приведенного Постановления Правительства РФ от 09 апреля 2022 года № 629, предоставление земельных участков в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 предполагается по общему правилу, т.е. в соответствии с содержанием документации по планировке территории, в соответствии с видом разрешенного использования. Исключение, когда предоставление земельных участков осуществляется независимо от содержания документов территориального планирования, градостроительного зонирования установлено упомянутым Постановлением Правительства РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) только для участков, предоставляемых в целях осуществления деятельности, указанной в подпункте «б» пункта 1 настоящего постановления, т.е. в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Такие выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора купли- продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии с частью 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно пункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии следующих оснований: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается правилами землепользования и застройки.
В силу пункта 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования города федерального значения Санкт-Петербурга относится генеральный план Санкт-Петербурга (часть 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 названного Кодекса).
При этом, статьи 3, 31, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливают приоритет генерального плана над правилами землепользования и застройки.
В соответствии с подпунктом «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 09 апреля 2022 года №629 в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого отказа, на который сослался в заявлении о предоставлении участка административный истец, в 2022 и 2023 годах предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом следующих особенностей: допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Судом апелляционной инстанции установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах города Санкт-Петербурга.
Законом Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года №728-99 утвержден Генеральный план Санкт-Петербурга.
На момент принятия оспариваемого отказа земельный участок кадастровый номер № согласно Генерального плана Санкт- Петербурга находился в функциональной зоне «1ЖД» (зона застройки односемейными (индивидуальными) жилыми домами (отдельно стоящими и/или блокированными), коллективных садоводств с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны), относится к жилой зоне.
Согласно приложению 2 к постановлению Правительства Санкт- Петербурга от 21 июня 2016 года №524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» вышеуказанный земельный участок расположен в границах территориальных зон с кодовым обозначением «Т1Ж1» - зона садоводств с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.
26 декабря 2023 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят Закон Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт- Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга».
Таким образом, на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции был принят нормативный правовой акт, в силу которого земельный участок с кадастровым номером № находится в функциональной зоне «Р2» - зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса), для которой градостроительным регламентом не предусмотрено ведение огородничества, предоставление земельного участка без проведения торгов в собственность на основании подпункта «а» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 09 апреля 2022 года №629.
Ссылки истца на нахождение земельного участка согласно Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга в территориальной зоне для садоводств с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (Т1Ж1) не имеют значения для разрешения настоящего дела, с учетом приведенных выше положений постановления Правительства РФ от 09.04.2022 № 629.
Данным постановлением предусмотрены только случаи продажи без проведения торгов публичных земельных участков наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Названная норма не регулирует порядок предоставления земельного участка и основания для отказа в его предоставлении, и не изменяет такие порядок и основания, установленные статьями 39.17, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. В этой связи обращение с заявлением о предоставлении земельного участка в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 №629, не исключает отказ в предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.
В рассматриваемом случае не подлежат применению общие правила изменения разрешенного вида использования земельного участка, установленные земельным и градостроительным законодательством, так как правоотношения в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства с 01 января 2019 года регулируются Законом № 217-ФЗ.
С 01 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд (ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Федеральным законом от 14.07.2022 № 312-Ф3 Федеральный закон № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнен статьей 4.1, которой введено понятие территории садоводства или огородничества. В состав территории садоводства или огородничества входят садовые земельные участки или огородные земельные участки, а также земельные участки общего пользования. Местоположение границ территории садоводства или огородничества определяется проектом межевания территории.
В соответствии со статьей 6 Закона № 217-ФЗ ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участка может осуществляться гражданами, как членами товарищества, так и без создания товарищества, но исключительно на земельных участках, входящих в территорию садоводства или огородничества.
Таким образом, после 01 января 2019 года, то есть после введения в Федеральный закон №217-ФЗ понятия территории садоводства, образование земельного участка для ведения садоводства и дальнейшее предоставление гражданам садовых земельных участков на территории Санкт-Петербурга возможно только в пределах территорий садоводств и только в соответствии с проектом межевания территории.
В данном случае испрашиваемый земельный участок не включен в территорию садоводства или огородничества.
Кроме того, пунктом 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки. Малоэтажной смешанной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Согласно статье 1 Закона Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» Генеральный план Санкт- Петербурга включает в свой состав материалы, устанавливающие цели и задачи территориального формирования Санкт-Петербурга, основные параметры развития Санкт-Петербурга и виды функциональных зон на территории Санкт-Петербурга, в том числе Положение о территориальном планировании Санкт-Петербурга (далее - Положение) согласно приложению 1 к Закону №728-99 (в редакции действующей на момент принятия оспариваемого отказа).
В разделе 3 Положения определен Перечень основных мероприятий по территориальному планированию Санкт-Петербурга, в том числе Мероприятия по развитию функционально-планировочной структуры (подраздел 3.1 указанного раздела).
Пунктом 6 подраздела 3.1 в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга установлен перечень функциональных зон (по видам), в том числе «Жилые зоны», в составе которых выделены:
- зона застройки односемейными (индивидуальными) жилым домами (отдельно стоящими и (или) блокированными);
- зона коллективных садоводств с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны.
В целях определения назначения территорий Санкт-Петербурга Генеральным планом Санкт-Петербурга предусмотрены функциональные зоны для коллективных садоводств и огороднических объединений. Иными словами, Генеральный план Санкт-Петербурга предусматривает использование территории Санкт-Петербурга с целью ведения садоводства и огородничества исключительно в организованном виде - в форме соответствующих коллективных объединений.
При этом подразделом 3.4 раздела 3 Положения в составе мероприятий по развитию основных функциональных зон для обеспечения размещения объектов капитального строительства не предусмотрено развитие (расширение) территорий для коллективных садоводств и огороднических товариществ.
Таким образом, в Санкт-Петербурге с даты принятия Генерального плана в 2005 года до настоящего времени в отношении территорий Санкт-Петербурга не предусмотрено ведение садоводства и огородничества в индивидуальном порядке.
Аналогично Генеральным планом Санкт-Петербурга в редакции действующей в настоящее время не предусматривается развитие (расширение) территорий для размещения садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ.
В Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга, вид разрешенного использования «ведение огородничества» включен в градостроительные регламенты территориальных зон Т1Ж1 (специально выделенная зона коллективных садоводств) и предусматривает его использование в составе существующих коллективных огороднических объединений.
В Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга вид разрешенного использования «ведение огородничества» был включен только в градостроительные регламенты указанных территориальных зон Т1Ж1, где исторически расположены существующие коллективные садоводства и огороднические товарищества.
Наличие вида разрешенного использования «ведение огородничества» в составе Градостроительного регламента в соответствии с Законом №217-ФЗ не может рассматриваться как безусловное основание для возможности использования территорий Санкт-Петербурга в границах указанных зон для ведения огородничества без учета положений Генерального плана Санкт- Петербурга.
Указанный вывод следует из системного применения положений Генерального плана Санкт-Петербурга, которым определены территории с целевым назначением только для ведения коллективных огороднических товариществ.
В настоящее время статьями 6, 22 Федерального закона от 29 июля 2017 года №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках может осуществляться гражданами без создания товарищества. Предоставление садовых или огородных земельных участков таким гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ; предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 80 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для ведения садоводства и ведения огородничества предоставляются гражданам из земель сельскохозяйственного назначения, в составе которых создается фонд перераспределения земель. Таковых с учетом статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Санкт- Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» в городе федерального значения Санкт-Петербург не имеется; все земли Санкт- Петербурга относятся к категории земель населенных пунктов, которые используются и предназначены для застройки и развития населенных пунктов.
Из материалов землеустроительного дела следует, что спорный земельный участок №3 с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, был сформирован с указанием вида разрешенного использования - «ведение огородничества» для заключения краткосрочного договора аренды на три года (п. 3.1 Договора с первым арендатором Дедиковым А.В. л.д.15-19), а затем для заключения краткосрочного договора аренды с Денисовой Ю.А. до 30 декабря 2027 года, что не свидетельствует о невозможности по истечении срока действия указанного договора уполномоченному органу исполнительной власти привести территориальную зону и виды допустимого разрешенного использования в соответствии с функциональным зонированием, установленным Генеральным планом Санкт - Петербурга, учитывая, что в настоящее время принято решение о разработке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Санкт- Петербурга.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и процессуального права, были предметом изучения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 20 августа 2024 года по административному делу № 2а - 6659/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу Денисовой Ю. А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 20 августа 2024 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 апреля 2025 года.
Председательствующий
Судьи
