ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 51RS0001-01-2023-004929-04 |
Дата поступления | 25.02.2025 |
Категория дела | Споры, возникающие из пенсионных отношений → Из нарушений пенсионного законодательства → Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации → по искам застрахованных |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Стешовикова Ирина Геннадьевна |
Дата рассмотрения | 16.04.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 51 - Мурманская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Октябрьский районный суд г. Мурманска |
Номер дела в первой инстанции | 2-5204/2023 |
Дата решения первой инстанции | 17.11.2023 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Маслова Валерия Валерьевна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 16.04.2025 | 11:00 | 103 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 06.03.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
25.02.2025 | ИСТЕЦ | Маненок О. Н. | 25.02.2025 | 28.02.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Иващенко Мария Вячеславовна | ||||||||
ИСТЕЦ | Маненок Оксана Николаевна | ||||||||
ОТВЕТЧИК | ОСФР по Мурманской области | 5191120055 | 1025100846814 |
51RS0001-01-2023-004929-04
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-6869/2025
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 16 апреля 2025 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В.,
судей Лебедева А.А., Стешовиковой И.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5204/2023 по иску Маненок О.Н. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о назначении пенсии,
по кассационной жалобе Маненок О.Н. на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 17 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 13 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Маненок О.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (далее по тексту - ОСФР по Мурманской области), просила признать решение ОСФР по Мурманской области об отказе в назначении пенсии незаконным, обязать ОСФР по Мурманской области назначить страховую пенсию с даты обращения - с 14 мая 2022 г.
В обоснование заявленных требований указано, что решением ОСФР по Мурманской области от 15 июня 2022 г. в досрочном назначении страховой пенсии по старости истцу отказано по причине отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК). При подсчете стажа работы в районах Крайнего Севера исключены периоды осуществления предпринимательской деятельности с 18 сентября 1997 г. по 31 декабря 2001 г., с 1 января 2002 г. по 26 октября 2008 г. и с 1 сентября 2009 г. по 25 января 2021 г., не разъяснен порядок расчета ИПК В декабре 2022 года ОСФР по Мурманской области на ее обращение уведомило ее о возможности приобрести недостающие баллы ИПК, выдав соответствующие реквизиты с суммой платежа, а также памятку о сроках для уплаты, до 9 марта 2023 г. В январе 2023 на основании предоставленных реквизитов ею произведена оплата недостающих баллов ИПК. 28 февраля 2023 г. истец вновь обратилась в ОСФР по Мурманской области с заявлением о назначении пенсии. Решением пенсионного органа от 2 марта 2023 г. отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине недостаточной величины ИПК.
Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 17 ноября 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 13 марта 2024 г., исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судом первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных актов и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Маненок О.Н., 13 декабря 1970 года рождения, зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 2 ноября 1999 г.
14 мая 2022 г. Маненок О.Н. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Решением ОПФР по Мурманской области от 15 июня 2022 г. истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Принимая указанное решение, ответчик исходил из того, что документально подтвержденный стаж истца, учтенный по 25 января 2021 г. (снятие с учета страхователя ИП Маненок О.Н.) составил: страховой стаж (с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера до 01.01.2002 г.) - 28 лет 09 месяцев 29 дней (требуемый не менее 20 лет); стаж работы в районах Крайнего Севера - 04 года 05 месяцев 18 дней (при требуемом не менее 15 лет), индивидуальный пенсионный коэффициент - 22, 163 (при требуемом в 2022 году не менее 23, 4).
Из индивидуального лицевого счета застрахованного лица подтверждается период осуществления предпринимательской деятельности с 18 сентября 1997 г. по 31 декабря 2001 г., однако он не принят к зачету в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, так как уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производилась.
Периоды осуществления предпринимательской деятельности с 1 января 2002 г. по 26 октября 2008 г., с 1 января 2009 г. по 25 января 2021 г. не приняты к зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера, так как представленными документами не подтверждается факт осуществления предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера в указанные периоды.
Как следует из ответа ОПФР по Мурманской области от 11 октября 2022 г. № 37231 по результатам рассмотрения досудебной претензии Маненок О.Н. и подтверждается решением пенсионного органа от 6 октября 2022 г., Выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, содержащимися в пенсионном деле истца, в ходе проверки электронного отказного дела Маненок О.Н. обнаружено, что необоснованно исключены из подсчета стажа работы в РКС периоды осуществления предпринимательской деятельности с 1 января 2002 г. по 26 января 2008 г. и с 1 января 2009 г. по 25 января 2021 г.; из подсчета страхового стажа и стажа работы в РКС период осуществления предпринимательской деятельности с 27 октября по 31 декабря 2008 г. Данная ошибка устранена, стажевое досье истца откорректировано, определена новая продолжительность всех видов стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента и выдано новое решение (во изменение решения от 15 июня 2022 г.) об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Из вышеприведенных ответа ОПФР по Мурманской области от 11 октября 2022 г. и решения от 6 октября 2022 г. № 115490/2022 (во изменение решения от 15 июня 2022 г.) следует, что продолжительность страхового стажа истца в календарном исчислении составила 23 года 06 месяцев 13 дней при требуемом не менее 20 лет; стаж работы в РКС - 23 года 06 месяцев 13 дней - при требуемом, не менее 15 лет; величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) - 22,163 при требуемом не менее 23,4.
Поскольку величина ИПК составила менее требуемых 23,4 (в 2022 году), то в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано.
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что в целях приобретения недостающих баллов Маненок О.Н. в 2023 году вступила в добровольные пенсионные правоотношения, в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-Ф «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», и как следует из платежных документов произвела уплату страховых взносов в ПФР на финансирование страховой части пенсии в сумме 57171,02 руб.
17 января 2023 г. Маненок О.Н. повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Мурманской области от 23 января 2023 г. в установлении пенсии по старости отказано ввиду отсутствия требуемой величины ИГЖ. Сумма уплаченных страховых взносов по представленному Маненок О.Н. чек-ордеру от 17 января 2023 г. не учтена при определении величины ИГЖ, так как сведения о взносах отсутствуют в выписке из ИЛС.
28 февраля 2023 г. Маненок О.Н. вновь обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Мурманской области от 2 марта 2023 г. в установлении истцу досрочной страховой пенсии по старости отказано по причине того, что величина индивидуального пенсионного коэффициента истца составила 23,058 при требуемом значении с 1 января 2023 г. - не ниже 25.8. Сумма уплаченных страховых взносов по представленному Маненок О.Н. чек-ордеру от 17 января 2023 г. не учтена при определении величины ИГЖ, так как сведения о взносах отсутствуют в выписке из ИЛС.
Решением ОСФР по Мурманской области от 27 марта 2023 г. в установлении истцу досрочной страховой пенсии по старости отказано по причине того, что величина индивидуального пенсионного коэффициента истца составила 24,684 при требуемом значении с 1 января 2023 г. - не ниже 25.8. Из указанного решения усматривается, что при его принятии учитывались уплаченные страховые взносы по чек-ордеру от 17 января 2023 г., учтенные в выписке из ИЛС.
Решением ОСФР по Мурманской области от 3 апреля 2023 г. (во изменение решения от 27 марта 2023 г.) в установлении истцу досрочно страховой пенсии отказано по основанию недостаточности величины ИПК, который составил 24,377 при требуемом в 2023 году - 25,8.
Из решения пенсионного органа от 3 апреля 2023 г. и ИЛС истца следует, что документально подтвержденный стаж, учтенный по 16 января 2023 г., составил: страховой стаж с учетом льготного исчисления периодов работы в РКС до 1 января 2002 г. - 29 лет 05 месяцев 25 дней (в том числе период уход за трудоспособным лицом, достигшим возраста 80 лет), при требуемом не менее 20 лет, стаж работы в РКС - 23 года 6 месяцев 13 дней при требуемом не менее 15 лет; величина ИПК - 24, 377 при требуемом не менее 25,8 (при требуемом в 2023 г. 25,8).
Согласно ответу ОСФР по Мурманской области от 5 апреля 2023 г. в дополнение к ранее направленному письму от 3 апреля 2023 г. № 51- 03/21248, Маненок О.Н. сообщено, что во изменение решения от 27 марта 2023 г. принято новое решение об отказе в назначении пенсии, поскольку при принятии решения от 27 марта 2023 г. при расчете величины ИПК неверно применен нормативный размер страховых взносов в календарном году (учтен размер за 2022 год - 250400 вместо размера за 2023 год - 307103,40). Фактическая величина ИПК за 2023 год составляет 1,354 (41581,148 (сумма страховых взносов на страховую пенсию в размере, рассчитанном из индивидуальной части тарифа страховых взносов)/ 307103,40 (нормативный размер страховых взносов в 2023 году) х 10. Таким образом, величина ИПК Маненок О.Н. на дату обращения за назначением пенсии 28 февраля 2023 г. составляет 24, 377 (23,023 +1,354) при требуемой величине ИПК в 2023 году - 25,8.
Как следует из ответа ОСФР от 4 июля 2023 г. № 51-02/6758л в адрес истца, согласно справке № 4206/122 от 14 марта 2023 г. об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Маненок О.Н. состояла на учете в ОСФР по Мурманской области в качестве индивидуального предпринимателя плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в период с 18 сентября 1997 г. по 21 января 2021 г., по категории налогоплательщика (страхователя) «101» - физические лица, применяющие специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход» - с 17 февраля по 14 мая 2021 г., по указанной категории состоит с 22 ноября 2022 г. по настоящее время, по категории «56» - «физические лица, уплачивающие страховые взносы за себя, применяющие специальный налоговый режим» - с 10 января 2023 г. по настоящее время. Период осуществления предпринимательской деятельности с 18 сентября 1997 г. по 31 декабря 2001 г. не принят к зачету в страховой стаж и стаж работы в РКС, так как уплата страховых взносов в фонд пенсионного и социального страхования не производилась. Документально подтвержденный стаж, учтенный по 9 января 2023 г., составил: страховой стаж (календарно) - 23 года 6 месяцев 13 дней, с учетом льготного исчисления периодов работы в РКС до 1 января 2002 г. - 29 лет 5 месяцев 25 дней; стаж работы в РКС (календарно) - 23 года 6 месяцев 13 дней. Величина ИПК составила 24, 377 при требуемой в 2023 году-25,8.
По заявлению от 28 февраля 2023 г. приняты решения об отказе в установлении пенсии и решение во изменение решения об отказе в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемой величины ИПК.
Из указанного ответа, отказных решений ОСФР в установлении истцу досрочно страховой пенсии по старости и выписки из ИЛС истца следует, что период ухода с 18 июля 2022 г. по 9 января 2023 г. за трудоспособным лицом, достигшим возраста 80 лет, составил 5 месяцев 22 дня. Коэффициент нестрахового периода составил 0,860. Тем самым ИПК составил 23,023: 16,251 + 5, 912 + 0,860. (до учета уплаченных 17 января 2023 г. взносов).
Сумма страховых взносов за 2023 год для расчета величины ИПК, из уплаченных Маненок О.Н. денежных средств на страховую часть трудовой пенсии, составляет 41579,58 руб. (57171,92 х 100%/22%х16%, где 22% - установленный тариф страховых взносов, 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 1,356 (41579,58 (сумма страховых взносов на страховую пенсию в размере, рассчитанном из индивидуальной части тарифа страховых взносов; 306720 - нормативный размер страховых взносов в календарном году).
Таким образом, величина ИПК Маненок О.Н. составила 24,379 (23,023 + 1,356) при требуемом в 2023 году не менее 25,8.
Дополнительно сообщено, что в письме ОСФСР по Мурманской области от 5 апреля 2023 г. № 51-03/21248-1 величина ИПК указана 1,354 (41581,14/307103,40x10, поскольку показатели о сумме страховых взносов на страховую пенсию в размере, рассчитанном из индивидуальной части тарифа страховых взносов (41581,14) и нормативном размере страховых взносов в календарном году (307103,40) были отражены на основании данных предоставленных налоговыми органами (в выписке из ИЛС Маненок О.Н. данные отсутствовали). В настоящее время в выписке из ИЛС Маненок О.Н. содержатся сведения о сумме страховых взносов на страховую пенсию в размере, рассчитанном из индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии и нормативном размере страховых взносов в календарном году, из которых определена величина ИПК.
Согласно отзыву ОСФР по Мурманской области на иск Маненок О.Н. при расчете величины ИПК ответчиком учтены следующие периоды трудовой и иной деятельности истца: с 01 сентября 1986 г. по 30 июня 1989 г. (учеба) - 2 года 10 месяцев; с 3 августа 1989 г. по 1 ноября 1991 г. - работа (2 года 2 месяца 29 дней), с 2 ноября 1991 г. по 27 марта 1992 г. (работа) - 4 месяца 26 дней; с 28 марта по 11 декабря 1992 г. (работа) - 8 месяцев 14 дней; с 12 декабря 1992 г. по 30 ноября 1993 г. (работа) - 11 месяцев 19 дней; с 12 декабря 1993 г. по 1 февраля 1994 г. (работа) - 1 месяц 20 дней; с 1 января 2002 г. по 25 января 2021 г. (работа, деятельность в качестве ИП) - 19 лет 25 дней; с 18 июля 2022 г. по 9 января 2023 г. (уход за трудоспособным лицом, достигшим возраста 80 лет) - 5 месяцев 22 дня.
Величина ИПК без учета страховых взносов, добровольно уплаченных истцом в 2023 году, составила 23,023 (16,251+5,912+0,860).
В 2023 году истец вступила в добровольные правоотношения по пенсионному страхованию, произвел уплату страховых взносов, которые были учтены ответчиком и увеличили указанную выше величину ИПК Маненок О.Н., в связи с чем итоговая величина ИПК истца по состоянию на 28 февраля 2023 г. (дата обращения с заявлением) составила 24,379.
Так, Маненок О.В. состояла в ОСФР по Мурманской области на учете в качестве налогоплательщика (страхователя) по категории «56» «физические лица, уплачивающие страховые взносы за себя, применяющие специальный налоговый режим» в период с 10 января по 16 июня 2023 г.
Сумма страховых взносов за 2023 г. для расчета величины ИПК из уплаченных Маненок О.В. денежных средств на страховую часть трудовой пенсии составляет 41579,58 руб. (57171,92x100%/22% х 16%, где 22%- установленный тариф страховых взносов, 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов).
В настоящее время сведения о состоянии ИПК отображаются в выписке из ИЛС Маненок О.Н. и его фактическая величина из уплаченной суммы страховых взносов 57171,92 руб. составляет 1,356.
Таким образом, общая величина ИПК истца на дату последнего обращения за назначением пенсии (28 февраля 2023 г.) составила 24,379 (23,023 + 1,356), что не достигает требуемой для назначения пенсии величины ИПК в 2023 году - 25,8.
Вышеуказанный расчет ИПК, произведенный ответчиком, истцом не оспаривается.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями ст.ст. 8, 32, 35 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», установив, что по состоянию как на дату первого обращения истца за назначением страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Закона «О страховых пенсиях» 14 мая 2022 г., так и на дату последнего обращения за назначением таковой 28 февраля 2023 г., индивидуальный пенсионный коэффициент истца составил менее требуемого (в 2022 году - 23,4, в 2023 году - 25,8), суд первой инстанций пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для назначения истцу пенсии по старости, поскольку для лиц, обратившихся за назначением страховой пенсии по старости в порядке пункта 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», необходимо наличие соответствующей величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Проверяя законность и обоснованность постановленного решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отклонив доводы апелляционной жалобы истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что приведенные выводы следует признать верными и обоснованными, изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда первой и апелляционной инстанций, которые основаны на приведенном в судебных актах правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ), при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом № 400-ФЗ.
Как следует из части 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Закону № 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» мужчинам по достижении возраста 60 лег и женщинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнею Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Законом № 167-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 01.01.2023 - Фонд Пенсионного страхования Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
На основании пункта 3 статьи 3 Закона № 400-ФЗ индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных или уплаченных в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Установив, что индивидуальный пенсионный коэффициент истца менее требуемого для назначения страховой пенсии по старости на момент каждого из обращений, суды пришли к обоснованному выводу о необходимости отказа Маненок О.Н. в удовлетворении требований о назначении страховой пенсии.
В отношении оплаченных истцом страховых взносов в пенсионный орган в размере, исчисленном ответчиком, которые не привели к достижению требуемого индивидуального пенсионного коэффициента, судом обоснованно указано, что в силу статьи 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» лица, указанные в подпунктах 1-3,5-7 пункта 1 настоящей статьи, самостоятельно с учетом ограничений, установленных настоящим пунктом, определяют размер страховых взносов и исчисляют указанные страховые взносы, подлежащие уплате за расчетный период.
Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, повторяют доводы, которые являлись предметом судебного исследования, данным доводам дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судами не приняты, оснований не согласиться с которыми не имеется.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судом норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 390, 390. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 17 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 13 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Маненок О.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 29 апреля 2025 г.
