ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 11RS0001-01-2022-019344-35 |
Дата поступления | 24.02.2025 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления → прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Бельмас Наталья Анатольевна |
Дата рассмотрения | 16.04.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 11 - Республика Коми |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Сыктывкарский городской суд |
Номер дела в первой инстанции | 2а-6560/2024 |
Дата решения первой инстанции | 03.07.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Койкова Таисия Александровна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 16.04.2025 | 12:35 | 108 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 27.02.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
24.02.2025 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Куратова Е. А. | 24.02.2025 | 27.02.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Администрация МР "Сысольский" | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Кривошеин Николай Валерьевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Куратов Александр Анатольевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Куратов Михаил Анатольевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Куратова Елена Анатольевна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республик Коми |
№ 88а – 6312/2025
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург | 16 апреля 2025 года |
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.М.,
Судей: Чуфистова И.В., Бельмас Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Куратовой Е. А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17 октября 2024 года по административному делу № 2а - 6560/2024 по административному исковому заявлению Куратовой Е. А., Куратова А. А., Куратова М. А. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми о признании решения о постановке земельного участка на кадастровый учет незаконным, возложении обязанности снять с кадастрового учета.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А., судебная коллегия
установила:
Куратова Е.А., Куратов А.А., Куратов М.А. обратились в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми о признании решения о постановке земельного участка на кадастровый учет с кадастровым номером № незаконным, возложении обязанности по снятию с кадастрового учета земельного участка.
В обоснование заявленных требований указывали, что являются правообладателями земельного участка с кадастровым №, жилого дома с надворными постройками, расположенными по адресу: <адрес>. Решением Сысольского районного суда Республики Коми от 24 февраля 2021 года судом неправомерно присвоен вновь образуемому проезду кадастровый номер №, который принадлежит земельному участку, находящемуся в собственности Кривошеина Н.В. Решением суда образование нового земельного участка, осуществление государственного кадастрового учета земельного участка и внесение сведений в ЕГРН не установлено. Административным ответчиком незаконно поставлен на кадастровый учет новый земельный участок с кадастровым номером №, сведения о котором внесены в ЕГРН, в том числе до вступления в законную силу решения суда.
Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07 июня 2024 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация МР «Сысольский».
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03 июля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17 октября 2024 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 24 февраля 2025 года, заявитель просит об отмене судебных актов, указывая на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, настаивая на доводах административного иска, апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Судами установлено и следует из материалов дела, что решением Сысольского районного суда Республики Коми от 24 февраля 2021 года по иску администрации муниципального района «Сысольский» установлены границы земельного участка из состава земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - земельные участки общего пользования - проезд между домами №13 и №15 по ул. Энтузиастов с. Визинга Сысольского района Республики Коми с кадастровым номером № соответствии с Приложением №5 заключения эксперта ООО «ПИФ «Геострой» К» Г Д-2-13-2020 в соответствующих координатах.
Дополнительным решением Сысольского районного суда Республики Коми от 20 октября 2021 года дополнена резолютивная часть решения Сысольского районного суда Республики Коми от 24 февраля 2021 года, первый абзац изложен в следующей редакции: «Исковые требования администрации муниципального района «Сысольский» к Куратову А.А., Куратовой Е.А., Куратову М.А., Кривошеину Н.В. об установлении границ земельного участка удовлетворить». Дополнена резолютивная часть решения Сысольского районного суда Республики Коми от 24 февраля 2021 года абзацем третьим следующего содержания: «Требования администрации муниципального района «Сысольский» к Кривошеиной А.А. об установлении границ земельного участка оставить без удовлетворения».
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 28 февраля 2022 года решение Сысольского районного суда РК от 24 февраля 2021 года оставлено без изменения.
Судами установлено, что на основании заявления администрации муниципального района «Сысольский» об осуществлении государственного кадастрового учета от 25 апреля 2022 года и предоставленного межевого плана земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, - относящийся к землям населенного пункта с видом разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования», площадью 246 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет 17 мая 2022 года.
Установлено также, что предоставленный органом местного самоуправления межевой план земельного участка, о кадастровом учете которого поставлен вопрос в заявлении от 25 апреля 2022 года, подготовлен на основании схемы расположения земельного участка, утвержденной постановлением администрации муниципального района «Сысольский» от 05 мая 2022 года № 5/418, которая, в свою очередь, подготовлена с учетом вступивших в законную силу решения и дополнительного решения Сысольского районного суда Республики Коми от 24 февраля 2021 года и 20 октября 2021 года.
В Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми представлены вступившие в законную силу итоговые постановления по гражданскому делу №2-1/2021 Сысосльского районного суда Республики Коми, в резолютивной части которых приведены сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, а также подготовленный с указанием этих координат характерных точек межевой план.
Кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № осуществлен в соответствии с содержанием судебного акта, вступившего в законную силу.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из отсутствия совокупности условий для признания решения о постановке на кадастровый учет земельного участка незаконным, в том числе факта несоответствия оспариваемых действий закону, а также факта нарушения данными действиями прав и законных интересов административных истцов. Само по себе несогласие административных истцов и заинтересованного лица с постановкой на кадастровый учет земельного участка, границы которого установлены вступившим в законную силу судебным постановлением, не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Порядок и основания проведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
На основании пункта 1 статьи 13 Федерального закона № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 58 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если необходимость осуществления государственного кадастрового учета установлена решением суда и такое решение суда либо решение суда, разрешившее спор о границах земельных участков и (или) контурах расположенных на них объектов недвижимости, не обязывающее орган регистрации прав осуществить государственный кадастровый учет, содержит необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости основные сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, координатах характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также соответствует методам их определения, установленным органом нормативно-правового регулирования, представление вместе с этим решением суда в орган регистрации прав межевого плана или технического плана либо акта обследования, подготовленных в результате выполнения кадастровых работ, не требуется.
В силу пункта 2 части 3 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти. Указанная норма не относит к полномочиям названного органа проверку правильности вступивших в законную силу решений судов.
Суды правомерно пришли к выводу о том, что административные исковые требования о незаконной постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, снятие его с кадастрового учета направлены на оспаривание вступивших в законную силу решения и дополнительного решения Сысольского районного суда Республики Коми от 24 февраля 2021 года и от 20 октября 2021 года по гражданскому делу №2-1/2021, которыми установлены фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение по настоящему делу, в частности, разрешен спор о границах земельного участка общего пользования (проезд между домами) из состава земель населенных пунктов, расположенного в границах кадастрового квартала № между земельными участками с кадастровыми номерами № и №. На основании приведенных судебных актов установлены границы земельного участка общего пользования с кадастровым номером №.
Доводы, изложенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы административные исковые требования, апелляционная жалоба, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено. Суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, и постановили судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17 октября 2024 года по административному делу № 2а - 6560/2024 - оставить без изменения, кассационную жалобу Куратовой Е. А. - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03 июля 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17 октября 2024 года, кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 апреля 2025 года.
Председательствующий
Судьи
