ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 60RS0002-01-2024-000722-44 |
Дата поступления | 20.02.2025 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления → прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Стахова Татьяна Михайловна |
Дата рассмотрения | 16.04.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 60 - Псковская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Великолукский городской суд |
Номер дела в первой инстанции | 2а-560/2024 |
Дата решения первой инстанции | 06.05.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Граненков Николай Евгеньевич |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 16.04.2025 | 12:50 | 105 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 06.03.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
20.02.2025 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Голованов А. А. | 20.02.2025 | 27.02.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Голованов Александр Андреевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Начальник Великолукского таможенного поста Псковской области Сакардина Светлана Николаевна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Полякова Кристина Александровна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Псковская таможня | 6027019031 | 1026000979058 |
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№88а-6898/2025
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 16 апреля 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Корнюшенкова Г.В., Стаховой Т.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-560/2024 по кассационной жалобе Поляковой <данные изъяты> на решение Великолукского городского суда Псковской области от 06 мая 2024 года и апелляционное определение Псковского областного суда от 8 августа 2024 года, которыми отказано в удовлетворении административного иска Поляковой <данные изъяты> к Псковской таможне, начальнику Великолукского таможенного поста Сакардиной Светлане Николаевне о признании незаконным решения об отказе в учете денежных средств, исчисленных в качестве утилизационного сбора в таможенном приходном ордере и обязании произвести их учет.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., судебная коллегия
установила:
Полякова К.А. обратилась в суд с административным иском к Псковской таможне, в котором просила признать незаконным решение об отказе в учете денежных средств, исчисленных в качестве утилизационного сбора в таможенном приходном ордере и обязании произвести их учет.
Свои требования мотивировала тем, что приобрела в Республике Беларусь автомобиль марки <данные изъяты>. Указанное транспортное средство произведено в Российской Федерации. В дальнейшем автомобиль ввезен из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, однако осуществить регистрационный учет транспортного средства на территории Российской Федерации не представляется возможным.
28 ноября 2023 года Полякова К.А. представила на Великолукский таможенный пост Псковской таможни расчет утилизационного сбора и подтверждающие расчет и оплату утилизационного сбора документы. Однако Великолукским таможенным постом Псковской таможни решением №44-39/97 от 25 декабря 2023 года отказано в учете исчисленных ею денежных средств, в качестве утилизационного сбора в таможенном приходном ордере и представленный комплект документов возращен Поляковой К.А.
Таможенным органом не принят расчет размера утилизационного сбора в отношении автомобиля административного истца, поскольку не соблюдены положения сноски 6 к разделу I Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (Перечень), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 1291 от 26 декабря 2013 года (далее-Перечень).
Считает, что в данном случае утилизационный сбор подлежит расчету исходя из коэффициента 0,26, применяемого для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного использования вне зависимости от объема двигателя, в связи с этим сумма утилизационного сбора за ввезенный автомобиль составляет 5200 руб. (20000 руб. х 0,26), которая фактически уплачена 27 ноября 2023 года.
Определением Великолукского городского суда Псковской области от 08 апреля 2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен начальник Великолукского таможенного поста ФИО4
Решением Великолукского городского суда Псковской области от 06 мая 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением Псковского областного суда от 8 августа 2024 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе Полякова К.А., ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить постановленные по делу судебные акты и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
В возражениях на доводы кассационной жалобы, представленные в суд кассационной инстанции в письменном виде представителем Псковский таможни, указано на законность судебных актов и отсутствие оснований для удовлетворения административного иска.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами не допущено.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что при расчете размера утилизационного сбора Поляковой К.А. не соблюдено третье условие сноски 6 к Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, поскольку договор купли - продажи автомобиля <данные изъяты> Поляковой К.А. заключен 23 ноября 2023 года в Республике Беларусь, транспортное средство на имя административного истца не зарегистрировано, а зарегистрировано в Республике Беларусь на имя Ревяко Лидии Антоновны; информация об уплате утилизационного сбора заводом-изготовителем в Российской Федерации в отношении указанного транспортного средства отсутствует; уплата таможенных пошлин, налогов по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза не производилась, т.к. автомобиль изготовлен в России, перемещен в Республику Беларусь и имеет статус товара ЕАЭС, автомобиль на учет не поставлен.
Следовательно, при несоблюдении условий сноски 6 раздела I Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, коэффициент расчета суммы утилизационного сбора применяется в соответствии с пунктами 1, 2 раздела I Перечня в зависимости от видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
В пункте 11 Правил приведен перечень документов, которые необходимо представить плательщику утилизационного сбора, указанному в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона №89-ФЗ (лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Недостоверность или неполнота сведений, представленных плательщиком на основании указанного пункта Правил, являются основаниями для возврата таможенным органом комплекта документов плательщику (пункт 12 (3) Правил).
Выводы суда являются верными.
При рассмотрении дела судом установлено, что 23 ноября 2023 года Полякова К.А. по договору купли-продажи приобрела в Республике Беларусь автомобиль <данные изъяты> года выпуска, <данные изъяты>, который ввезла на территорию Российской Федерации.
28 ноября 2023 года Полякова К.А. на Великолукский таможенный пост Псковской таможни подала расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзацах 2 и 5 пункта 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ в отношении ввезенного в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь транспортного средства марки TOYOTA RAV4 для личного пользования, а также следующие документы:
-заявление от 28 ноября 2023 года;
-копию свидетельства о регистрации транспортного средства на территории Республики Беларусь на имя <данные изъяты>
-копию заключения технической экспертизы № 26-11/23 о характеристиках транспортного средства от 26 ноября 2023 года, в соответствии с которым автомобиль <данные изъяты> произведен в марте 2019 года <данные изъяты> в Мытищинском районе Московской области РФ, <данные изъяты>, отнесен к категории Ml, рабочий объем двигателя 1987 куб. см;
-копию договора купли-продажи от 23 ноября 2023 года;
-копию паспорта гражданина Российской Федерации Поляковой К.А.;
-копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе № от ДД.ММ.ГГГГ;
-копию выписки из электронного паспорта транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ;
- копию квитанции об оплате <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатом произведенной Великолукским таможенным постом Псковской таможни проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, в отношении транспортного средства <данные изъяты>, ввезенного Поляковой К.А. из Республики Беларусь, таможенным органом принято решение об отказе в учете денежных средств в качестве утилизационного сбора в таможенном приходном ордере и возврата комплекта документов по причине недостоверности сведений, выразившихся в не соблюдении условий, указанных в сноске 6 к Перечню - таможенные пошлины, налоги уплачены по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Решение об отказе и возврате документов оформлено письмом № 44-39/97 от 25 декабря 2023 года, которое получено Поляковой К.А. нарочно в этот же день.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, а также Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
В отношении транспортных средств для личного пользования применяются коэффициенты расчета сумм утилизационного сбора в соответствии с пунктом 3 Перечня.
Согласно сноске 6 к Перечню для целей раздела 1 Перечня под транспортным средством, ввезенными для личного пользования в Российскую Федерацию понимается транспортное средство, ввезенное в Российскую Федерацию физическим лицом после 1 августа 2023 года, в отношении которого одновременно соблюдаются следующие условия:
- транспортное средство ввезено плательщиком утилизационного сбора, который в расчете суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», приведенном в приложении № 1 к Правилам взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291, указал, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования;
- транспортное средство в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера зарегистрировано на плательщика утилизационного сбора;
- в отношении транспортного средства таможенные пошлины, налоги уплачены по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза;
- в отношении транспортного средства документы, определяющие право плательщика утилизационного сбора на владение таким транспортным средством, оформлены до 29 октября 2023 года (включительно) и в отношении такого транспортного средства оформлено свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (№) до 21 декабря 2023 года (включительно);
- транспортное средство произведено на территории Российской Федерации и находилось на государственном регистрационном учете в государствах - членах Евразийского экономического союза не менее 12 месяцев.
Из документов, представленных Поляковой К.А., следует, что транспортное средство изготовлено в Российской Федерации; информация об уплате утилизационного сбора заводом-изготовителем в Российской Федерации в отношении указанного транспортного средства отсутствует; уплата таможенных пошлин, налогов по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза не производилась; автомобиль имеет статус товара ЕАЭС; договор купли - продажи автомобиля <данные изъяты> Поляковой К.А. заключен 23 ноября 2023 года в Республике Беларусь, т.е. позднее 29 октября 2023 года (включительно) и зарегистрировано в Республике Беларусь на имя <данные изъяты>.
Следовательно, Поляковой К.А. не выполнены одновременно три условия, перечисленные в сноске 6 к Перечню, поэтому ей обоснованно отказано в учете денежных средств в качестве утилизационного сбора и возвращен представленный комплект документов.
Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора должен применяться в соответствии с пунктами 1, 2 раздела I Перечня в зависимости от видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор (коэффициент 26,44 к базовой ставке 20000 рублей).
Вопреки доводам кассационном жалобы утверждение административного истца о том, что приобретённое транспортное средство является товаром Евразийского экономического союза и таможенные пошлины при его ввозе на территорию Российской Федерации уплате не подлежат, правильно признано несостоятельным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенную территорию ЕАЭС составляют территории государств-членов, искусственные острова, сооружения, установки и иные объекты, в отношении которых государства-члены обладают исключительной юрисдикцией.
Абзацем 1 пункта 47 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что товары ЕАЭС – это находящиеся на таможенной территории ЕАЭС товары, полностью произведенные на таможенной территории ЕАЭС. В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещенные через таможенную границу ЕАЭС, а также иные товары в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Следовательно, ввоз на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь транспортного средства, имеющего статус товара ЕАЭС, осуществляется без совершения таможенных операций по таможенному декларированию и без уплаты таможенных платежей.
Поскольку утилизационный сбор не относится к таможенным платежам, перечень которых установлен статьей 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, то он подлежит уплате.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию административного истца, выраженную при разбирательстве дела в судах обоих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки судом и получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием. Несогласие административного истца с выводами суда в связи с иной оценкой доказательств и иным толкование норм права, примененных судом, правильность обжалуемых судебных постановлений не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права судом не свидетельствуют, и не могут служить основанием для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Великолукского городского суда Псковской области от 06 мая 2024 года и апелляционное определение Псковского областного суда от 8 августа 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение составлено 30 апреля 2025 года
