ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 47RS0008-01-2023-001753-46 |
Дата поступления | 22.01.2025 |
Категория дела | Споры, возникающие из пенсионных отношений → Из нарушений пенсионного законодательства → Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации → по искам застрахованных |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Аносова Екатерина Александровна |
Дата рассмотрения | 16.04.2025 |
Результат рассмотрения | ОТМЕНЕНО апелляционные ОПРЕДЕЛЕНИЕ с НАПРАВЛЕНИЕМ ДЕЛА НА НОВОЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РАССМОТРЕНИЕ |
Основания отмены (изменения) решения | нарушение или неправильное применение норм МАТЕРИАЛЬНОГО права нарушение или неправильное применение норм ПРОЦЕССУАЛЬНОГО права |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 47 - Ленинградская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Киришский городской суд |
Номер дела в первой инстанции | 2-361/2024 |
Дата решения первой инстанции | 22.08.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Дуянова Татьяна Владимировна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 16.04.2025 | 12:20 | 106 | ОТМЕНЕНО апелляционные ОПРЕДЕЛЕНИЕ с НАПРАВЛЕНИЕМ ДЕЛА НА НОВОЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РАССМОТРЕНИЕ | 06.03.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
22.01.2025 | ОТВЕТЧИК | ОСФР по С-Петербургу и Ленобласти | 22.01.2025 | 22.01.2025 | 28.02.2025 | 05.03.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | ОСФР по С-Петербургу и Ленобласти | ||||||||
ИСТЕЦ | Саурин Артур Александрович |
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
47RS0008-01-2023-001753-46
№ 88-6895/2025
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 16 апреля 2025 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шевчук Т.В.
судей Аносовой Е.А., Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-361/2024 по иску Саурина Артура Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости,
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Киришского городского суда Ленинградской области от 22 августа 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 3 декабря 2024 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Аносовой Е.А., выслушав объяснения Саурина А.А., его представителя – адвоката Арнаутовой А.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Саурин А.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Санкт – Петербургу и Ленинградской области (далее-ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), в котором просил признать незаконным, отменить решение № от 11 сентября 2023 г. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости; включить в специальный стаж периоды работы на Казахском газоперерабатывающем заводе в должности слесаря: с 5 сентября 1983 г. по 26 октября 1984 г. (1 год 1 месяц 22 дня); с 31 декабря 1986 г. по 9 мая 1988 г. (1 год 4 месяца 9 дней); периоды работы на Казахском газоперерабатывающем заводе в должности прибориста контрольноизмерительных приборов: с 10 мая 1988 г. по 12 марта 1992 г. (3 года 10 месяцев 3 дня); с 13 марта 1992 г. по 22 июля 1992 г. (4 месяца 10 дней); возложить на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с учётом раннее зачтённых в специальный страховой стаж периодов работы в ООО ПО «Киришинефтеоргсинтез».
Требования мотивированы тем, что 8 июня 2023 г. в возрасте 56 лет 11 месяцев истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», к которому приложил документы, подтверждающие его право на назначение пенсии по указанному основанию. Истец полагал, что ему необоснованно не включены в специальный стаж спорные периоды работы по причине непредставления компетентным органом Республики Казахстан ответа на «Формуляр-запрос».
Решением Киришского городского суда Ленинградской области от 22 августа 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 3 декабря 2024 г., требования Саурина А.А. удовлетворены, признано незаконным и отменено решение ОСФР по Санкт- Петербургу и Ленинградской области № 130941/23 от 11 сентября 2023 г. об отказе Саурину А.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
На ОСФР по Санкт- Петербургу и Ленинградской области возложена обязанность включить истцу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 5 сентября 1983 г. по 26 октября 1984 г., с 31 декабря 1986 г. по 9 мая 1988 г., с 10 мая 1988 г. по 12 марта 1992 г., с 13 марта 1992 г. по 22 июля 1992 г. в ТОО «Казахский газоперерабатывающий завод» (Казахская ССР) и назначить Саурину А.А. досрочную страховую пенсию по старости с 3 июля 2023 г.
С ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в пользу Саурина А.А. в качестве возмещения расходов по уплате государственной пошлины взыскана денежная сумма в размере 300 руб.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ставит вопрос об отмене решения Киришского городского суда Ленинградской области от 22 августа 2024 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 3 декабря 2024 г., как принятых с нарушением норм процессуального и материального права.
Сауриным А.А. поданы возражения на кассационную жалобу, в которых выражает согласие с обжалуемыми судебными постановлениями, просит оставить их без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 8 июня 2023 г. Саурин А.А., ДД.ММ.ГГГГ, обратился в Клиентскую службу в Киришском районе ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости и представил: военный билет НС № от 2 ноября 1984 г.; трудовую книжку образца 1974 г. и позднее серии ЕТ-1 № от 15 декабря 1983 г.; справку работодателя № от 14 февраля 2019 года, выданную ТОО «Казахский газоперерабатывающий завод»; справку, уточняющую характер работы № от 14 февраля 2019 г., выданную ТОО «Казахский газоперерабатывающий завод»; справку, уточняющую характер работы № от 6 июля 2023 г., выданную ООО «КИНЕФ».
Решением ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области № от 11 сентября 2023 г. Саурину А. А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимого специального стажа – не менее 7 лет 6 месяцев.
Согласно указанному решению страховой стаж истца составил 36 лет 27 дней; специальный стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составил 1 год 10 месяцев 19 дней (работа в должностях аппаратчика, оператора технологических установок в ООО ПО «Киришинефтеоргсинтез»)
При этом в специальный стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости по указанному основанию, не учтены периоды работы на Казахском газоперерабатывающем заводе в должности слесаря с 5 сентября 1983 г. по 26 октября 1984 г.(1 год 1 месяц 22 дня); с 31 декабря 1986 г. по 9 мая 1988 г. (1 год 4 месяца 9 дней); на Казахском газоперерабатывающем заводе в должности прибориста контрольно-измерительных приборов с 10 мая 1988 г. по 12 марта 1992 г. (3 года 10 месяцев 3 дня); с 13 марта 1992 г. по 22 июля 1992 г. (4 месяца 10 дней), поскольку не поступили ответы на «Формуляр-запрос» № от 10 августа 2023 г., № от 10 августа 2023 г., направленные в компетентный орган Республики Казахстан.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Саурина А.А. о признании незаконным решения № от 11 сентября 2023 г. ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которым истцу не включены в специальный стаж периоды работы по Списку № в Республике Казахстан, суд первой инстанции исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», учитывая Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., действовавшее на территории Российской Федерации до 1 января 2023 г., пришёл к выводу о том, что не поступление в ОСФР по Санкт – Петербургу и Ленинградской области ответа на «Формуляр-запрос» из Республики Казахстан, не может служить основанием для исключения спорных периодов при подсчёте специального и страхового стажа, поскольку суду представлены иные документы, подтверждающие специальный стаж истца, отвечающие требованиям относимости и допустимости; при этом не поступление ответа на «Формуляр –запрос» из Республики Казахстан в адрес органа пенсионного обеспечения не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Саурина А.А. при наличии иных доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для включения спорного периода работы Саурина А.А. на территории Республики Казахстан в специальный стаж.
Поскольку на дату обращения за назначением страховой пенсии (8 июня 2023 г.) Саурин А.А. имел достаточный специальный стаж для установления страховой пенсии по старости, а именно 8 лет 9 месяцев 3 дня (при требуемом 7 лет 6 месяцев), судом первой инстанции сделано суждение о том, что у пенсионного органа отсутствовали правовые основания для отказа истцу в назначении страховой пенсии по старости при достижении им возраста 57 лет, то есть с 3 июля 2023 г.
С указанными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, полагая, что они соответствуют приведённым в решении нормам материального права и подтверждаются материалами дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 2 Закона № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 названного Закона).
13 марта 1992 г. государствами – участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства – участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона № 175-ФЗ, который вступил в силу 30 июня 2022 г. «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», действие Соглашения для Российской Федерации прекращено с 1 января 2023 г.
Таким образом, Соглашение между государствами-участниками Содружества независимых государств (Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 г., денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 г. № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками с 1 января 2023 г., в соответствии со статьёй 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что в условиях денонсации Соглашения при переезде граждан из Республики Казахстан на постоянное место жительства в Российскую Федерацию страховой стаж, приобретённый на территории Казахстана, учитывается только за период до 1 января 1991 г.
Обращение истца в пенсионный орган имело место 8 июня 2023 г., то есть после денонсации Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в связи с чем, положения данного Соглашения не подлежат применению при оценке пенсионных прав истца.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г № 167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Между тем вышеприведенные положения норм материального права, регулирующие порядок и условия назначения страховых пенсий гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 г., то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., в данном случае из Казахстана, судом апелляционной инстанции применены не были.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что на дату обращения истца в пенсионный орган (8 июня 2023 г.) Соглашение стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» на территории Российской Федерации не применялось ввиду его денонсации Федеральным законом от 11 июня 2022 г. № 175-ФЗ, иного международного договора (соглашения) между Российской Федерации и Республикой Казахстаном не заключено, российское пенсионное законодательство не предусматривает возможность включения в стаж таких периодов работы без уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
При этом Федеральный закон от 11 июня 2022 г. № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», вступивший в силу 30 июня 2022 г., не содержит норм о возможности применения Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. за периоды работы до 30 июня 2022 г.
В соответствии со статьёй 38 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» прекращение (в том числе денонсация) международного договора Российской Федерации, если договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.
До денонсации Российской Федерации Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. вопрос о зачёте в страховой стаж истца периодов работы в Казахстане не рассматривался и не было признано право истца на пенсионное обеспечение в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебный акт, постановленный апелляционным судом, нельзя признать законным и обоснованным. Допущенные судом нарушения норм права повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов сторон.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующего производство в суде апелляционной инстанции»), судебная коллегия считает нужным отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального и процессуального права.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 3 декабря 2024 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 апреля 2025 г.
