ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 29RS0001-01-2023-001451-27 |
Дата поступления | 29.10.2024 |
Категория дела | Об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (глава 21 КАС РФ) → Об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов муниципальных образований → Оспаривание нормативных правовых актов главы муниципального образования, местной администрации |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Стахова Татьяна Михайловна |
Дата рассмотрения | 18.12.2024 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 29 - Архангельская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Вельский районный суд |
Номер дела в первой инстанции | 2а-1109/2023 |
Дата решения первой инстанции | 01.12.2023 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Смоленская Юлия Александровна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 18.12.2024 | 14:35 | 108 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 14.11.2024 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
29.10.2024 | ПРОКУРОР | Прокурор области и автономного округа Н.Н. Хлустиков | 29.10.2024 | 08.11.2024 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация городского поселения "Вельское" Вельского муниципального района Архангельской области | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | АО "ГТ Энерго" | ||||||||
ПРОКУРОР | Кононов Владислав Олегович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | ООО "Вельская энергетическая компания" в лице конкурсного управляющего Мясникова Е.В. | 2907012996 | 1082907000593 | ||||||
ПРОКУРОР | Прокуратура Архангельской области и Ненецкого автономного округа | ||||||||
ПРОКУРОР | Прокуратура Вельского района Архангельской области |
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88а-26825/2024
Санкт-Петербург 18 декабря 2024 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М.,
судей Морозковой Е.Е., Стаховой Т.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1109/2023 по кассационному представлению прокурора Архангельской области и Ненецкого автономного округа на апелляционное определение Архангельского областного суда от 20 марта 2024 года, которым отменено решение Вельского районного суда Архангельской области от 01 декабря 2023 года и принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «Вельская энергетическая компания» к администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области о признании недействующим постановления администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области от 14 июня 2023 года № 210 «Об утверждении актуализированной «Схемы теплоснабжения городского поселения «Вельское» на период до 2035 года (на 2023 год)».
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г., которая настаивала на удовлетворении представления прокурора, судебная коллегия
установила:
постановлением администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области от 14 июня 2023 года №210 утверждена актуализированная «Схема теплоснабжения городского поселения «Вельское» на период до 2035 года (на 2023 год)».
Постановление официально опубликовано 16 июня 2023 года в газете «Наш Вельск» № 6 (136), а также размещено на официальном сайте администрации городского поселения «Вельское» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», является действующим.
Общество с ограниченной ответственностью «Вельская энергетическая компания» (далее-ООО «ВЭК») обратилось в суд с административным иском о признании данного постановления недействующим, ссылаясь на то, что нормативный правовой акт принят с нарушением сроков и процедуры, предусмотренных пунктами 26, 37-39 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154, из которых следует, что схема теплоснабжения утверждается при условии соблюдения срока, предусмотренного пунктом 38 указанных правил, т.е. не позднее 1 июня года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения.
Также административный истец указал, что ранее решением Вельского районного суда Архангельской области от 15 мая 2023 года по административному делу № 2а-239/2023 признано недействующим постановление администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области от 30 декабря 2022 года № 665 об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения городского поселения «Вельское» на период до 2035 года (на 2023 год). Оспариваемое по настоящему делу постановление главы администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области от 14 июня 2023 года №210 по своему содержанию тождественно вышеуказанному нормативному правовому акту, признанному недействующим судом. Для принятия оспариваемого постановления № 210 от 14 июня 2023 года использована процедура, проведенная в 2022 году для принятия постановления № 665 от 30 декабря 2022 года, впоследствии признанного недействующим судом по причине его неопубликования в средствах массовой информации, что недопустимо и свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта. По мнению административного истца, утверждению новой актуализированной схемы теплоснабжения должна предшествовать новая (собственная) процедура актуализации схемы теплоснабжения.
Решением Вельского районного суда Архангельской области от 01 декабря 2023 года административный иск удовлетворен. Признано недействующим со дня его принятия постановление администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области от 14 июня 2023 года № 210 «Об утверждении актуализированной «Схемы теплоснабжения городского поселения «Вельское» на период до 2035 года (на 2023 год)».
Апелляционным определением Архангельского областного суда от 20 марта 2024 года решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В кассационном представлении прокурор просит отменить апелляционное определение Архангельского областного суда от 20 марта 2024 года и оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Выслушав заключение прокурора, изучив материалы административного дела, доводы кассационных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Пункт 20 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определяет схему теплоснабжения как документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, муниципального округа, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154 утверждены Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (далее по тексту — также Требования).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Требований схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тысяч человек, утверждается главой местной администрации городского поселения, главой местной администрации городского округа.
Муниципальное образование «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области имеет статус городского поселения, численность населения городского поселения по состоянию на 2020 год составляла 22 745 человек.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, который принят уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии со статьями 2, 23 (части 2,3), пунктом 6 части 1 статьи 6, пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона № 190 от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении» и статьями 7, 36 (пункт 3 части 4), пункта 6 статьи 43 Закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации».
Также в ходе судебного разбирательства установлено, что изначально в 2022 году при выполнении процедуры, соответствующей Требованиям к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, разработан проект актуализированной «Схемы теплоснабжения городского поселения «Вельское» на период до 2035 года (на 2023 год)», который утвержден постановлением администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области от 30 декабря 2022 года № 665.
Впоследствии вступившим в законную силу решением Вельского районного суда Архангельской области от 15 мая 2023 года постановление администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области от 30 декабря 2022 года № 665 признано недействующим с даты его принятия по причине того, что нормативный правовой акт не был официально опубликован в средствах массовой информации. Иных нарушений процедуры разработки и утверждения актуализированной схемы теплоснабжения городского поселения судом не установлено.
14 июня 2023 года администрацией городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области принято оспариваемое постановление № 210 «Об утверждении актуализированной «Схемы теплоснабжения городского поселения «Вельское» на период до 2035 года (на 2023 год)», которое опубликовано в газете «Наш Вельск», в номере 6 (136) от 16 июня 2023 на странице 23.
Разрешая возникший спор и признавая недействующим постановление № 210 от 14 июня 2023 года, суд первой инстанции исходил из того, что после вступления в законную силу решения Вельского районного суда Архангельской области по административному делу № 2а-239/2023, которым признано недействующим постановление № 665 от 30 декабря 2022 года администрация городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области приняла новый нормативный акт «Об утверждении актуализированной «Схемы теплоснабжения городского поселения «Вельское» на период до 2035 года (на 2023 год)» без проведения новых, самостоятельных процедур принятия нормативного правового акта, чем нарушила требования пунктов 36-39 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154.
Отменяя решение суда, и принимая новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции указал на ошибочность вывода суда первой инстанции о необходимости проведения в данном случае новой (самостоятельной) процедуры принятия нормативного правового акта.
Из представленных доказательств и объяснений сторон судом установлено, что реализация отдельных положений впоследствии признанного недействующим судом постановления № 665 от 30 декабря 2022 года «Об утверждении актуализированной «Схемы теплоснабжения городского поселения «Вельское» на период до 2035 года (на 2023 год)», предусматривающих техническое присоединение многоквартирных домов микрорайона «Южный» города Вельска Архангельской области к источнику теплоснабжения - котельной «Агролицей № 45», началась в 2023 году.
Оспариваемое постановление администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области № 210 от 14 июня 2023 года «Об утверждении актуализированной «Схемы теплоснабжения городского поселения «Вельское» на период до 2035 года (на 2023 год)» является новым нормативным правовым актом, заменяющим нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью судом, и принят в целях устранения недостаточной правовой урегулированности административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Учитывая, что иных нарушений процедуры разработки и принятия актуализированной схемы теплоснабжения городского поселения «Вельское» на 2023 год, кроме факта неопубликования постановления № 665 от 30 декабря 2022 года в средствах массовой информации, не установлено судом при рассмотрении административного дела № 2а-239/2023, то суд апелляционной инстанции посчитал законным использование ранее разработанных материалов и результатов проведенных публичных процедур для принятия заменяющего нормативного правового акта – постановления № 210 от 14 июня 2023 года, который опубликован в средствах массовой информации и на сайте администрации, и не усмотрел необходимости в повторном проведении публичных мероприятий по утверждению актуализированной схемы теплоснабжения городского поселения.
Выводы суда апелляционной инстанции следует признать правильными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении разъяснений, изложенных в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», норм Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154, исходя из которых несоблюдение процедурных сроков, установленных Требованиями, не влекут недействительность схем теплоснабжения городских поселений, разработанных и утвержденных с соблюдением открытых и гласных процедур их принятия.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда апелляционной инстанции об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной частями 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проверяет правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права, и не наделен правом устанавливать новые обстоятельства по делу, а также давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение Архангельского областного суда от 20 марта 2024 года оставить без изменения, кассационное представление – без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение составлено 9 января 2025 года
