ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 47RS0003-01-2022-000442-57 |
Дата поступления | 06.02.2024 |
Категория дела | Иные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений) → прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений) |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Бельмас Наталья Анатольевна |
Дата рассмотрения | 03.04.2024 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с направлением на новое рассмотрение |
Основания отмены (изменения) решения | нарушение или неправильное применение норм ПРОЦЕССУАЛЬНОГО права |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 47 - Ленинградская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Волховский городской суд |
Номер дела в первой инстанции | 2а-276/2023 |
Дата решения первой инстанции | 15.05.2023 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Назарова Евгения Анатольевна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 03.04.2024 | 11:45 | 108 | РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с направлением на новое рассмотрение | 07.02.2024 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
06.02.2024 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Кротова Е.В. | 06.02.2024 | 07.02.2024 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация Волховского муниципального района ЛО | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация МО Бережковское сельское поселение | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Волховский городской прокурор | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Кротова Е.В. |
№ 88а - 5795/2024
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 03 апреля 2024 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Морозковой Е.Е.,
Судей: Стаховой Т.М., Бельмас Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Волховского муниципального района Ленинградской области на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 15 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 ноября 2023 года по административному делу № 2а - 276/2023 по административному исковому заявлению Волховского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Бережковское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А., выслушав пояснения представителя администрации Волховского муниципального района Ленинградской области Кротовой Е.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя прокуратуры Андреевой Н.А., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Первоначально Волховский городской прокурор Ленинградской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Волховский городской суд Ленинградской области с административным иском об оспаривании бездействия администрации муниципального образования Бережковское сельское поселение Волховского муниципального района в части отсутствия мер по формированию земельных участков под многоквартирными домами по адресам: <адрес> и постановке их на кадастровый учет; обязании принять меры по образованию земельных участков под многоквартирными домами и постановке их на кадастровый учет.
Заявленные требования мотивированы тем, что по результатам проверки законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Волховского района Ленинградской области установлены факты отсутствия сформированных земельных участков под многоквартирными домами (МКД) и регистрации прав на них в ЕГРН, чем нарушены права неопределенного круга лиц, поскольку формирование земельных участков под МКД обеспечивает соблюдение прав собственников помещений владеть и пользоваться земельными участками в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имуществам в таком доме. Формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы местного самоуправления, на которые возложена законом такая обязанность, не вправе произвольно отказаться от её выполнения, если для формирования земельных участков имеются все предусмотренные законом основания.
Определением суда от 31.03.2022 в качестве заинтересованного лица по делу привлечена администрация Волховского муниципального района Ленинградской области.
Решением Волховского городского суда от 30.05.2022 заявленные прокурором требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 27.10.2022 решение Волховского городского суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела, определением суда от 07.11.2022 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация Волховского муниципального района Ленинградской области.
Уточнив заявленные требования, в окончательном варианте прокурор просил суд:
- признать незаконным бездействие администрации Волховского муниципального района Ленинградской области в части отсутствия принятых мер по формированию земельных участков под многоквартирными домами, расположенными по адресам: <адрес> и постановке их на кадастровый учет;
- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Бережковское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в части отсутствия принятых мер по формированию земельных участков под многоквартирными домами, расположенными по адресам: <адрес> и постановке их на кадастровый учет;
- обязать администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области принять меры по формированию земельных участков под многоквартирными домами, расположенными по адресам: <адрес> и поставить их на кадастровый учет в течение одного года после вступления решения суда в законную силу;
- обязать администрацию муниципального образования Бережковское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области принять меры по формированию земельных участков под многоквартирными домами, расположенными по адресам: <адрес> и поставить их на кадастровый учет в течение одного года после вступления решения суда в законную силу.
Решением суда от 15 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 ноября 2023 года, требования прокурора удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие администрации Волховского муниципального района Ленинградской области в части отсутствия принятых мер по формированию земельных участков под многоквартирными домами по адресам: <адрес>. На администрацию Волховского муниципального района возложена обязанность принять меры по формированию земельных участков под указанными жилыми домами и поставить их на кадастровый учет в течение одного года после вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении требований, заявленных к администрации муниципального образования Бережсковское сельское поселение Волховского района Ленинградской области, отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 06 февраля 2024 года, представитель заявителя просит об отмене судебных актов, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и указывая на то, что многоквартирные дома по адресам: <адрес> признаны аварийными и подлежащими сносу распоряжением главы администрацией муниципального образования Бережсковское сельское поселение Волховского района Ленинградской области. При вынесении данного распоряжения в адрес администрации Волховского муниципального района требований о необходимости проведения мероприятий по формированию земельных участков не направлено, ввиду чего вывод суда о незаконном бездействии администрации Волховского муниципального района в части формирования земельного участка под многоквартирным домом, при условии отсутствия заявления собственника многоквартирного дома с целью формирования земельного участка не обоснован.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и следует из материалов дела, что под многоквартирными домами по адресам: <адрес> земельные участки не сформированы, на кадастровом учете не состоят).
Распоряжением администрации муниципального образования Бережковское сельское поселение от 29.12.2017 № 35 спорные МКД признаны аварийными и подлежащими сносу. При этом сроки расселения и сноса указанным распоряжением не установлены.
С момента признания домов аварийными жилые дома полностью не расселены, завершить расселение планируется до 2025 года.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, приняв во внимание выводы, сформулированные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 № 12-П, исходил из того, что формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания, а поскольку земельные участки под вышеуказанными многоквартирными домами относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, оснований для возложения на администрацию сельского поселения обязанности, которая в силу закона лежит на администрации муниципального района, не имеется в связи с чем, возложил указанную обязанность на администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области.
Данные выводы судов суд кассационной инстанции находит преждевременными в силу следующего.
Земельное законодательство основывается, в частности, на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, в соответствии с которым регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
Так, в силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В пункте 67 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 2 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона № 189 - ФЗ в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно части 4.1 статьи 16 Федерального закона № 189-ФЗ образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ.
Приведенным нормам корреспондируют и выводы Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированные в Постановлении от 28 мая 2010 года № 12-П, где, в частности, подчеркнуто, что поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 -3,5-9 настоящей статьи.
При этом, в силу п.9 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минстроя России от 07.03.2019 №153/пр, земельные участки под такими домами в любом случае подлежат образованию по границе (контуру) многоквартирного дома по истечении срока, установленного органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, для осуществления собственниками помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции.
Между тем, делая вывод о незаконном бездействии администрации Волховского муниципального района Ленинградской области в части отсутствия принятых мер по формированию земельных участков под многоквартирными домами по адресам: в д. Прусынская горка, д. 1, д. 2; в д. Запорожье, д. 1, д. 2, д. 3., суд первой инстанции обстоятельства, связанные с наличием для этого оснований, не установил, в частности, не выяснил, имело ли место обращение собственников многоквартирного дома в органы местного самоуправления с целью формирования земельного участка под многоквартирным домом, а также имелись ли у административного ответчика основания для формирования земельного участка под многоквартирным домом при отсутствии обращения собственников помещений и каков разумный срок для совершения указанных действий, превышение которого требует вмешательства со стороны органов судебной власти.
Кроме того, судами установлено, что жилые дома включены в государственную программу Ленинградской области «Ликвидация аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области» по переселению граждан из аварийного жилья.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
При определении размера возмещения за выкупаемое жилое помещение, в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли собственника в праве общей собственности на такое имущество (ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ).
Обстоятельства того, что отсутствие сформированных земельных участков под признанными аварийными жилыми домами препятствует оценке их рыночной стоимости, оценке рыночной стоимости земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли собственника в праве общей собственности на такое имущество, при решении вопроса о выкупе у собственника или принудительного изъятия жилого помещения, судом не устанавливались.
Кроме того, судом не были истребованы и изучены материалы прокурорской проверки, либо иные обращения собственников многоквартирных домов в прокуратуру, на основании которого прокурор обратился в данным административным иском.
Поскольку допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных постановлений, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как оценка представленных доказательств и установление новых обстоятельств находятся вне компетенции кассационного суда общей юрисдикции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, принять меры для всестороннего и полного установления юридически значимых обстоятельств по административному делу и совершить иные действия, направленные на его правильное разрешение в соответствии с подлежащими применению нормами материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Волховского городского суда Ленинградской области от 15 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 ноября 2023 года по административному делу № 2а - 276/2023 - отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Волховской городской суд Ленинградской области.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 апреля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
